Все статьи номера
статья 1 из 29
Не прочитано
2
Февраль 2015года
Слово редактора

Обучение неэффективно? Значит, тренер много говорит

Леонид Мазурик, главный редактор mazurik@action-media.ru

В середине прошлого века провели интересный эксперимент. Шимпанзе Вики, которой было пять лет, и детям такого же возраста задавали задачки на логику. Вики справлялась с ними не хуже, чем дети! Но как это объяснить? Ведь обезъяна не понимала, что ей говорят, и, разумеется, сама не разговаривала. Тем не менее она улавливала смысл задачек и решала их.

В 1916 году ученый Уильям ФЕРНИСС с огромным трудом смог научить орангутана произносить два слова – папа (dad) и чашка (cup). После этого обезьяна не стала умнее, как не была она глупее до того, как начала «говорить». Значит, речь – не обязательный инструмент познания и усваивания новой информации?

Выводы специалистов, изучающих мозговые процессы, шокируют: речь помогает передать информацию, но глубоко усвоить новое – нет. Даже мешает. Для мозга важнее зрительный образ, запахи, вкус, звук. А слова вторичны. Например, когда мы слышим слово «яблоко», то мозг восстанавливает связь между словом и образом настоящего яблока, как бы вспоминает, что это. Двойная работа! Мозгу интересны не слова, а сами объекты и взаимодействие между ними.

Стоит ли удивляться, что американский педагог Эдгар ДЕЙЛ в 1969 году заявил: лекции и чтение книг – наименее эффективные методы обучения. Ведь это – лишь слова. Поэтому, если Вы хотите организовать для сотрудников эффективное обучение, руководствуйтесь конусом ДЕЙЛА, дайте мозгу «увидеть» предметы и их взаимодействие. Как именно, читайте в нашей статье:

«Как организовать обучение, чтобы сотрудники усвоили и запомнили максимум информации. Без лекций и чтения учебников! Конус Эдгара ДЕЙЛА».

Еще есть интересные статьи по психологии управления:

«Прежде чем выполнять сложное задание, сотрудник что-то шепчет. Офисные ритуалы и суеверия: не искореняйте, а используйте на пользу дела»;

«Стремясь достичь совершенства, руководитель изнуряет себя и подчиненных, упускает важное. Как помочь ему усмирить свой перфекционизм, не вредить делу».

№ 2, 2015
Обзор HR-новостей