Все статьи номера
2
Февраль 2019года
Личная эффективность
Коучинг для руководителя

Колесо Роберта ПЛУТЧИКА. Как арифметика эмоций поможет в работе

Юлиана МИЛОВАНОВА, директор по персоналу Группы компаний Ruspole Brands (ТМ «Дядя Ваня»)
В этой статье читайте:
  1. Как задействовать эмоции слушателей в аудитории, когда проводите обучение, и почему это необходимо делать;
  2. Какие элементы колеса эмоций включить в работу по подготовке контента для корпоративного портала и продвигая ресурс;
  3. Почему человеку необходимо научиться понимать, какие он испытывает эмоции, чтобы личностно развиваться.


Колесо эмоций создал американский психолог Роберт ПЛУТЧИК. Он выделил восемь основных эмоций и представил их в виде пар противоположностей. Получилась наглядная, красочная схема, которая напоминает цветок. С ее помощью каждый человек может проанализировать свои чувства, понять их и скорректировать. Пригодится колесо эмоций и в HR-работе. Например, чтобы влиять на сотрудников в процессе обучения, развития и вовлечения. В статье объясним, как применять этот инструмент.


В каких направлениях HR-работы применять колесо эмоций

Роберт ПЛУТЧИК изобразил эмоции в форме круга с восьмью овалами, который дополнительно поделен на три сектора-круга. Центральный круг на колесе – аффекты – эмоции, которые выражены наиболее ярко. Средний – базовые, простые эмоции. Внешний – сложные эмоции, которые получаются, если соединить простые эмоции в определенном порядке. Чем дальше эмоция удалена от центра, тем менее интенсивным является переживание. В нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль (рис. 1 ниже).

РИСУНОК 1. Колесо эмоций Роберта ПЛУТЧИКА


HR-специалисту колесо эмоций может быть полезно практически во всех направлениях работы. В обучении – позволит разбудить интерес аудитории к дисциплинам. В мотивации – сделать сотрудников вовлеченными энтузиастами своего дела, а в личностном развитии – научиться воздействовать на людей и получать от них эмоциональный отклик.

Я уверена, что основа успеха в бизнесе – это грамотное управление эмоциями
Наталия ЧЕРКАСОВА,
тренер по эмоциональному интеллекту, АНО «Колесо обозрения»

Модель эмоций ПЛУТЧИКА дает возможность спрогнозировать действия конкретных людей и результаты работы команд. Одна из самых важных эмоций, которая участвует в любой успешной деятельности, – это эмоция интереса. Все мотивирующие программы и инструменты призваны пробудить этот интерес. А в совокупности с доверием и радостью он дает человеку необходимую энергию, чтобы достигать большие цели и быть готовым к новым вызовам. Коктейль эмоций интерес-радость-доверие приводит сотрудников к состоянию потока и творчества, когда неважно, сколько дополнительных часов за работой предстоит провести, чтобы получить результат.

Обучение персонала

Процесс обучения будет успешным, если слушатели с воодушевлением и азартом воспринимают информацию и легко ее запоминают. Не всегда это происходит само собой, так как люди во время лекции или семинара могут быть заняты своими мыслями и проблемами. Спикеру или тренеру надо уметь вызвать интерес публики. Прежде чем начать мероприятие, воздействуйте на эмоциональную сферу сотрудников, опираясь на колесо эмоций. Мотивируйте коллег не столько внешними стимулами и обещаниями, а задействуйте их внутренние ресурсы. Предлагаем три способа, как это сделать.

Способ 1. Смешивайте эмоции слушателей, чтобы вызвать интерес. Подумайте, какие чувства вы хотите пробудить у аудитории. Допустим, любопытство. Посмотрите, из каких простых эмоций, согласно схеме ПЛУТЧИКА, оно состоит: доверие и удивление (рис. 2 ниже). Значит, вам следует активировать у сотрудников именно эти эмоции, чтобы добиться нужного настроения и отклика. Тогда слушатели усвоят максимум информации. Создайте в зале интригу, задав несколько провокационных вопросов по теме, или доверительную обстановку, рассказав историю из личного опыта.

РИСУНОК 2. Эмоциональная арифметика: как из простых эмоций составить сложную


Если же вы хотите зарядить аудиторию оптимизмом, снова взгляните на колесо эмоций. Ключевые составляющие оптимизма – это предвкушение и радость. Чтобы вызвать в слушателях чувство радости, перечислите, какие преимущества они получат, когда пройдут обучение. Скажите, что многие их коллеги хотят обладать такими знаниями, но далеко не все имеют такую возможность. Подчеркните, каких результатов слушатели теперь смогут достичь и что они достойны этого успеха. Эмоцию предвкушения вы сможете вызвать, если до мероприятия раздадите листовки с актуальными темами и вопросами, на которые слушатель сможет ответить, когда пройдет обучение. За 10–15 минут перед началом покажите на экране визуальные образы, которые относятся к теме мероприятия: фильм, фоторепортаж, схемы или таблицы.

Восемь базовых эмоций: радость, гнев, отвращение, забота, познание, удивление, страх, грусть
 

Это не чувства, которые мы испытываем. Базовая эмоция отображает главные ценности человека и сигнализирует, к какой деятельности он склонен. Изучите каждую базовую эмоцию, и вы легче поймете, что за кандидат пришел на собеседование.

Способ 2. Создайте в аудитории позитивную атмосферу. Познавательная активность мозга напрямую зависит от того, какие эмоции испытывает человек. А именно, сложную информацию лучше запоминать в благоприятной, позитивной обстановке. Запустите в аудитории эмоцию доверия и радости. Есть несколько способов, как этого добиться.

До начала мероприятия включайте в зале красивые, спокойные фоновые мелодии или запись звуков природы. Оформите помещение аксессуарами позитивных оттенков или живыми цветами. Обязательно выделите время для того, чтобы участники познакомились, выпили чаю или кофе и лично пообщались.

Расскажите забавную историю, которая вызовет улыбку или смех в аудитории. Включите в свой рассказ персонажей, которые испытывают, например, разноплановые эмоции. Один проявляет гнев, а другой, наоборот, безмятежный и спокойный. Пусть слушатели почувствуют себя частью повествования, сопереживая героям. При этом постарайтесь увязать тему истории с предметом обучения.

Пример

Менеджер по обучению компании-дистрибьютора селективной парфюмерии раз в две недели проводит тренинг для новичков. Его задача – погрузить их в корпоративный контекст и дать им информацию о продукте. Приходя на встречу, люди испытывают чувство благоговения перед новым этапом в жизни. Эта сложная эмоция состоит из страха и удивления. Чтобы максимально воздействовать на аудиторию, тренеру надо добавить к этим эмоциям немного чувства доверия. Как правило, он начинает мероприятие с интересной истории:

«Недавно мы запускали на рынок линию восточных ароматов в красивых флаконах с полудрагоценными камнями. Продукт дорогой. Так вот, руководитель проекта, которого назначили популяризировать марку, с самого начала сомневался в успехе. Ну не по душе ему были эти ароматы! А его помощница как раз оценила духи. У нее возникло много идей, как донести до публики очарование линии. Но она была только на подхвате. Девушка решилась действовать: пошла на прием к коммерческому директору и сказала, что хочет быть руководителем этого проекта. Как вы думаете, чем закончилась история?».

Участники включаются в дискуссию. Кто-то говорит, что плохо «прыгать через голову начальника». А кому-то понравилась амбициозность девушки. Несколько человек заметили, что этика поведения в коллективе должна быть регламентирована, а другие – что бизнес-мотив важнее. В результате все участники в течение первых 15 минут уже освоились, стали чувствовать себя увереннее, доверять тренеру и друг другу.

Способ 3. Вызовите у аудитории любопытство. Смешайте простую эмоцию удивления с доверием и получите сложную эмоцию любопытства. Для этого подойдет яркая презентация. Или задайте неожиданный вопрос, который запустит мыслительный процесс в головах слушателей. Так, на семинаре по мотивации в торговой компании тренер спросил HR-ов: «Скажите, чем, по-вашему, стимулирование отличается от мотивации?» Включились все, и получилась жаркая дискуссия. Хотя на первый взгляд вопрос кажется простым.

Подготовьте заранее несколько загадок. Они также хорошо работают, когда надо вызвать любопытство. При этом постарайтесь, чтобы участники надолго не отвлекались от основной темы занятий. К примеру, на тренинге менеджеров по продажам ведущий загадал несколько логических задачек, которые вызвали быстрый всплеск эмоций у присутствующих. Одна из них: «Сколько месяцев в году имеют 28 дней?». Ответ – «Все двенадцать». Другая: «Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?». Ответ – «Прыгать надо с первой ступеньки». Сотрудники, энергично перебивая друг друга, пытались угадать правильные ответы. Когда это, наконец, удалось, тренер поблагодарил всех за активность и обратил внимание на то, что продажникам часто приходится сталкиваться с ситуациями, где легко можно принять ошибочное решение. Надо всегда быть максимально сосредоточенными.


Внутренние коммуникации

Люди по своей природе любопытны. Используйте это в своих интересах, когда, к примеру, развиваете корпоративный портал. Привлекательные графические элементы, удобная навигация, полезный контент – все это мотивирует посетителей как можно чаще заходить на страницы ресурса и проводить в нем больше времени.

Закрепите эффект, вызвав в сотрудниках чувство безопасности, и укрепите доверие к продукту. Чтобы добиться этого, предоставьте посетителям сайта возможность комментировать материалы. Сочетайте предвкушение и доверие, чтобы стимулировать желание зайти на корпоративный сайт еще раз или принять участие в конкурсе, опросе или любой другой активности.

Добавляйте эмоции в текст (подробнее – в таблице ниже). Объединив радость и доверие, вы повысите лояльность и вовлеченность аудитории. А развивая и поддерживая эмоции любопытства, доверия и радости, намного успешнее продвинете сайт.

Таблица. Способы добавить эмоции в текст на корпоративном портале

СпособПример Антипример
Используйте личные местоимения вместо обезличенных существительных 1. Дорогие коллеги, прошу вас принять участие в опросе, чтобы сделать нашу офисную жизнь еще лучше
2. Просим не судить нас строго. Ведь проект запускается впервые. Пожалуйста, сообщайте нам, если обнаружите ошибки
1. Настоящий опрос призван улучшить психологический климат в офисе
2. Компания приносит свои искренние извинения, если в новой системе будут иметь место сбои
Упоминайте чувства вместо обезличенных существительных1. Я с огорчением сообщаю, что традиционный выезд всем коллективом на природу пришлось перенести на неопределенный срок
2. Мы обрадовались, когда услышали, что будем участвовать в выставке фотографий на тему «Самый лучший день»
1. Вследствие причин непреодолимой силы ежегодный выезд на природу переносится на неопределенный срок
2. Выставка имеет своей целью популяризировать профессии и людей, которые владеют своим делом на высоком уровне
Употребляйте глаголы в действительном залоге, а не в страдательномКоллектив нашего подразделения предложил свои услуги в качестве волонтеров на крупных городских мероприятиях. Присоединяйтесь! Сотрудники нашего подразделения привлекаются в качестве волонтеров на крупные городские мероприятия. Вы тоже можете быть задействованы
Пишите простые слова, а не сложные конструкцииОбъясним, как пользоваться... Сейчас... Потому что так написано в правилахИнтерпретируем инструкцию по использованию... В настоящее время... Согласно пункту 2 статьи корпоративных правил 6


Личностное развитие

Эмоции напрямую влияют на здоровье, работоспособность, внутреннее благополучие и определяют нашу способность принимать эффективные решения. Поэтому важно научиться их распознавать и контролировать. Как только вы определите, что чувствуете, сможете легче погрузиться в ситуацию и понять, что происходит. Используя колесо эмоций, начните работать со своими ощущениями. Примите их или измените на более позитивные. Начните, к примеру, вести журнал эмоций. Подробно записывайте, какие чувства испытали в течение дня и какие события их вызвали. Со временем вы научитесь упрощать сложные эмоции. Так, от возмущения может остаться лишь удивление, а гнев уйдет.

Важные выводы

  1. В обучении важно вызывать интерес слушателей. Используйте для этого три способа: смешивайте эмоции, вызывайте любопытство и создавайте позитивную атмосферу.
  2. Выстраивая внутренние коммуникации в коллективе, обращайтесь к чувствам согласно колесу эмоций. Это можно сделать с помощью графических элементов и визуализации.
  3. Чтобы личностно развиваться, научитесь распознавать свои эмоции, принимать их, а при необходимости трансформировать негативные в позитивные.
 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
В каких направлениях HR-работы применять колесо эмоций?
При наказаниях и увольнениях хорошо проявляются эмоции людей. Вот колесо и пригодится
Колесо эмоций будет полезным инструментом в обучении и развитии, во внутренних коммуникациях и корпоративной культуре
Колесо эмоций не применяют в HR – все чувства только дома, а не на работе