ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2023года
Эффективность персонала
HR-инструмент

Работники сопротивляются изменениям в бизнес-процессах. Пять рабочих инструментов помогут вовлечь даже самых строптивых

Екатерина КРАСИЛЬНИКОВА, сертифицированный бизнес-консультант ассоциации АПКБК и коуч по международным стандартам ICF в федерации НФПМК
Из этой статьи узнаете:
  1. почему изменения нужно сначала обкатать на группе «счастливчиков»;
  2. почему даже «красным» компаниям нужно прислушиваться к своим работникам;
  3. зачем нужно работать со смыслами, когда компания внедряет изменения;
  4. как включить неформальных лидеров в процесс изменения компании.


В этой статье собрала пять инструментов, которые помогут вам избежать саботажа со стороны работников при внедрении изменений. Эти инструменты помогут вам справиться с сопротивлением коллег и повысить их вовлеченность в процесс изменений. Инструменты достаточно простые, а их основной принцип заключается в том, что нужно выстроить правильную коммуникацию и расставить акценты. Подробнее о каждом инструменте читайте дальше.

Пилотный проект: чтобы понять, почему сопротивляются

Внедрять изменения сразу на всю компанию непросто. В таком случае нельзя с точностью предсказать, какие проблемы возникнут. А может произойти все что угодно. В частности, люди будут неправильно распределять ответственность, выстраивать коммуникации, банально будут делать ошибки и распространять слухи. В таком случае работа может превратиться в постоянное тушение пожаров, причем в масштабах всей компании.

Вместо того, чтобы внедрять изменения во всей компании, сначала можно запустить пилотный проект и обкатать изменения или их часть на группе работников, команде или отделе. Так вы четко будете видеть, как изменения работают, приживаются или нет, какие проблемы возникают. При необходимости сможете тут же внести корректировки, а уже затем внедрить изменения для остальных групп работников.

Пример

Компания занимается поставками оборудования в РФ. Все время работы она планомерно увеличивала прибыль, занималась оптимизацией процессов и расходов поставки, расширяла географию в стране. В какой-то момент компании потребовалось разработать новые логистические цепочки и расширить продуктовый ассортимент.
С наступлением изменений необходимо было быстро заключить новые договоры, проверить путь, договориться со всеми посредниками, решить вопросы с промежуточными складами. Эти задачи команда топов спустила «вниз» на все отделы. В итоге люди на местах не знали, как правильно выполнять задачи, к кому обратиться с вопросами, кто ответственный на конкретном участке, какой смысл изменений, как избежать наказания при невыполнении непонятной задачи. В коллективе поползли слухи о нестабильном состоянии компании. Внедрение изменений не соответствовало ожиданиям руководства. Некоторые члены топ-команды говорили, что сотрудники работают не в полную силу.

Обратная связь снизу: чтобы показать важность мнения каждого

Некоторые компании внедряют изменения, которые в первую очередь затрагивают работу линейных руководителей и работников, но при этом даже не интересуются их мнением об этом. Это ошибка, которая в итоге приводит к сопротивлению новому. Чтобы нивелировать сопротивление, необходимо узнать мнение работников на местах. Не обязательно опрашивать все 100 процентов. Достаточно опросить лишь часть коллектива, это уже будет сигналом для линейников, что руководству важно мнение каждого, оно учитывает интересы работников.

Пример

Компания с директивным типом управления и вертикальной структурой занимается поставками оборудования. Основной принцип ее функционирования заключается в безоговорочном исполнении задач, обратную связь руководство не учитывает, игнорирует идеи со стороны исполнителей или команды. В коллективе демонстрируется разделение на старых и новых, на важных и посредственных участников.
Все это стало одной из причин, почему изменения, которые задумало руководство, вызвали сопротивление. Проблему с обратной связью от работников решили так: организовали еженедельные сессии с сотрудниками двух отделов, которые непосредственно вовлечены в изменения. В будущем при формировании параметров изменений руководство стало встречаться с людьми непосредственно на объектах, в которых предполагалась трансформация. Они обсуждали вопрос изменений и как это будет. Открыли внутрикорпоративный портал, где каждый мог предложить идею или решение проблемы. Дополнительно многие вопросы обсуждались на внутренних встречах с руководителями. 

Обратная связь сверху: чтобы показать человечность руководства

Руководители, особенно топы, по большей части не общаются с линейными сотрудниками. Они не рассказывают об изменениях, о целях и миссии компании, о ее месте на рынке. Особенно табуированная тема — проблемы бизнеса. Между тем обсуждение с работниками всех этих тем показывает, что руководство также вовлечено в процессы, оно тоже уязвимо, но продолжает искать решения и опирается на команду, не забывая о поддержке и внимании к подчиненным.


Памятку «Как повысить вовлеченность сотрудников» скачайте в конце статьи

Неформальные лидеры: чтобы дополнительно замотивировать людей

В проектную группу по изменениям необходимо включить неформальных лидеров. Они помогут внедрить новшества более гибко и с учетом особенности отдела или направления. Знания и влияние лидеров помогут задействовать даже самых невовлеченных в команде. Неформальные лидеры должны разделять идею внедрения изменений. Однако может возникнуть и обратная ситуация — когда лидер против нового. Тогда придется минимизировать их влияние на группы, например переводом на другой объект или филиал.

Работа со смыслами: чтобы сотрудники понимали, чего от них ждут

Когда речь заходит про вовлеченность в изменения, мало кто из руководителей прорабатывает с работниками смысл этого понятия. В таком случае одни могут понимать вовлеченность, например, как простое отсутствие сопротивления изменениям. Другие — как требование работать больше, предлагать идеи и решения проблем. И в том и в другом случае ожидания руководства от работников могут не оправдаться, потому что у верхушки есть свое, третье понимание. Между тем, если на корпоративном уровне определить смысл слова «вовлеченность», то сможете четко донести ожидания до сотрудников. Когда каждый сотрудник будет понимать, чего от него ждут, какой вклад он совершает в общее дело, он будет четко понимать зону своей ответственности, а также свою роль. Это повышает вовлеченность.

Как выглядит вовлеченный работник