Айтишники обходят компанию стороной. Как показать кандидатам, что вы не хуже Яндекса и Сбера
Эта статья поможет «неайтишным» компаниям поднять свою привлекательность для IT-специалистов. Вы узнаете, по каким критериям разработчики, программисты, аналитики и тестировщики оценивают будущего работодателя, и поймете, что сделать, чтобы у вас хотели работать профи из IT, а не только начинающие специалисты.
Чтобы привлекать больше IT-специалистов, если основная деятельность вашей компании
не связана с информационными технологиями, нужно развивать IT-бренд работодателя.
То есть прокачивать представления потенциальных кандидатов о компании как о привлекательном
месте работы именно для IT-профессионалов. Как это сделать, рассказали авторы этой
статьи Артем ГРИНЕВ, директор проектов практики «HR-маркетинг», и Любовь ШОКИНА, ведущий
консультант направления «HR-консалтинг» компании ЭКОПСИ.
Для проведения исследования, совместно с директорами по персоналу и руководителями из IT разработали 41 критерий, по которым айтишники оценивают привлекательность компании. Эти критерии позволили узнать три самых важных фактора, ориентируясь на которые специалисты выбирают компанию: «Качество продуктов и услуг», «Соответствие ценностей компании моим ценностям» и «Профессиональная среда». Дальше читайте, как развивать каждый из топ-3 критериев.
На какие критерии смотрят айтишники, когда выбирают работодателя
Рассказывайте, что создаете значимые продукты: для отрасли, для общества
Айтишники обычно люди тщеславные и стремящиеся к развитию. Поэтому для них на первое место выходит не уровень зарплаты, а то, какой продукт они будут создавать. Он должен быть высокотехнологичным, решать реальные задачи, упрощать жизнь и работу. Именно это критерий, на который айтишники смотрят прежде всего при выборе работодателя — «Качество продуктов и услуг».
Соискателям предлагаем возможность влиять на продукт, которым пользуются тысячи людей
Своим соискателям мы готовы предложить сложные, но интересные задачи, современный стек технологий, удаленный формат работы, а главное — возможность раскрыть свой потенциал и влиять на продукт. Каждый новый сотрудник получает подробный план задач, благодаря которому имеет четкое понимание того, что от него требуется для успешного прохождения испытательного срока. Внутри IT-департаментов действуют профессиональные сообщества по направлениям Frontend и Backend, где сотрудники делятся опытом, разбирают сложные кейсы, обсуждают новинки рынка. В компании BetBoom нам удалось сохранить атмосферу стартапа несмотря на то, что нас уже порядка четырех тысяч человек.
Для IT-компаний продукт, на который «цепляют» специалистов, как правило, очевиден. Это может быть приложение, сервис, программа, о которых знают не только в самой сфере, но и люди, далекие от IT. У неайтишных компаний с этим проблемы — они уверены, что привлекательного для кандидатов продукта у них нет. Хотя это не так.
Не обязательно быть технологической компанией, чтобы создавать IT-продукты. Компании из ретейла, агрокомплекса, даже сталелитейные организации создают свои IT-решения, например по обработке заказов, автоматизированному управлению станками, разработке приложений b2c, которые оказывают влияние на целые отрасли. И об этом надо рассказывать вашей целевой аудитории — IT-специалистам. Дальше расскажу, как это делать.
Пример
Как рассказывать. Чтобы правильно рассказать кандидатам о вашем продукте, потребуется помощь маркетологов. Наше исследование показало, что наиболее успешные IT-бренды созданы именно ими. За счет своего опыта и экспертизы они могут выделить все преимущества и подсказать, как «упаковать» их так, чтобы затем рекрутеры могли это «продать» кандидату.
Развивайте площадки для коммуникации с соискателями. Необязательно воспринимать «продукт» только в прямом смысле. Им может стать ваша собственная площадка для взаимодействия с соискателями, которая будет максимально отражать ценности именно вашего бренда, рассказывать о вашем продукте или услуге.
Транслируйте потенциальным кандидатам ценности компании
Второй по значимости критерий для IT-специалистов при выборе работодателя звучит как «Соответствие ценностей компании моим ценностям». В контексте организации ценности — это поведение, которое признают эффективным на уровне компании. Сотрудников, которые ведут себя в соответствии с ценностями, повышают по карьерной лестнице, приводят в пример как ролевую модель, финансово поощряют. Поэтому если у вас в организации еще нет сформулированной модели ценностей, то нужно начать с них и описать портрет эффективного сотрудника. А я расскажу, как донести это до целевых кандидатов.
Как транслировать. Прежде всего, с ним нужно вести коммуникацию в соцсетях, через объявления о работе и другие каналы. А для этого нужно выработать свой tone of voice — уникальный «голос», или «язык», компании, через который вы и будете транслировать ценности. При этом важно, чтобы ваш tone of voice был единообразным — язык внутренних коммуникаций не должен противоречить языку, которым написана вакансия для кандидата. Если разговариваете с кандидатом в вакансии строгим бюрократическим языком, а внутри в рабочих чатах у вас общаются мемами, тогда есть риск, что вы просто упустите своего кандидата.
Демонстрировать ценности можно через мерч: футболки, термосы, ручки. Выбор мерча должен согласовываться с целями коммуникационной кампании и ее общей философией. Например, если вы хотите показать новому сотруднику, что у вас уютная домашняя неформальная атмосфера, то добавьте в пакет новичка брендированные тапочки.
Показать ценности также можно через ритуалы и традиции компании, вымышленных персонажей. Например, одна организация придумала персонажа Федора, который является положительным примером поведения в компании. Если кто-то из сотрудников, например, повел себя неподобающе, другие говорят ему в шутку: «Сегодня ты не как Федор». Когда персонажи — не ваша история, то можно рассказывать об историях успеха отдельных сотрудников. Tone of voice, мерч, персонажи и традиции — конечно, рабочие инструменты, чтобы показать ценности компании. Но еще лучше закрепить все ценности не на худи и кружках, а в виде конкретных норм и правил. Например, в виде этического кодекса, конституции.
Создавайте профессиональные сообщества
Третий, самый популярный, критерий, по которому айтишники выбирают компанию, — «Профессиональная среда». Она складывается из разных факторов: уровень экспертизы компании, квалификация специалистов, желание компании развивать направление работы, использовать передовые технологии, создавать сообщество экспертов и другие факторы.
Как создавать. Все зависит от того, на каком этапе вы находитесь. Если у вас есть сообщества экспертов и в целом развита профессиональная среда — нужно начать говорить об этом с внешним миром. Эксперты должны представлять компанию на конференциях и митапах, выпускать экспертные статьи в целевых каналах и участвовать в финальных этапах рекрутмента ключевых экспертов редких специальностей — это повышает привлекательность компании в глазах кандидата.
Отличный вариант удержания IT-специалистов — четкая система грейдирования и управления
Для IT-специалистов важно наличие в компании четкой системы грейдирования должностей. То есть понятного карьерного трека, описанного с учетом soft skills, технических знаний и знаний предметной области компании. Карьерный трек включает прозрачную систему оценки работы специалиста — конкретное описание каждого фактора оценки. Должно быть четкое расписание этих оценок.
Важно внедрить эту систему, регулярно по ней оценивать и делать пересмотр условий сотрудника. Сотрудники должны знать, когда планируется оценка каждой конкретной категории сотрудников.
Запустите драйвовый наем в Школе Директора по персоналу
В программе «Креатив в HR: как найти нестандартный подход в работе и применить его на пользу» получите механики, чтобы привлекать профи и экономить. Пройдите обучение полностью
и получите удостоверение. Активировать бесплатный доступ >>
Другое дело, если у вас нет сообществ, но есть эксперты и профессионалы, которые в большей части разрозненны. В таком случае нужно их сплотить и, например, организовать внутри компании гильдию экспертов. Вот что для этого нужно.
Для гильдии необходимо выбрать лидеров, которые не нуждаются в представлении внутри сообщества и которые будут драйвить созданное сообщество. Это самые сильные эксперты в конкретной теме. Затем потребуется создать модель компетенций, инструменты оценки этих компетенций и инструменты развития и карьеры, которые основаны на критериях из модели компетенций. В гильдии необходимо внедрить систему обучения и развития, которая включает в себя базу знаний, разработанные или закупленные обучающие курсы, регулярные мероприятия по обмену опытом.
Членов гильдии нужно выделять из общей массы сотрудников сферы айти. Поэтому необходимо разработать айдентику — атрибуты, которые позволяют выделить члена гильдии. Это может быть одежда, сувениры, особая подпись в письмах. Также у гильдии должна быть своя коммуникация с внешним миром. Ее участники могут вести рубрики на корпоративном сайте, чатик в мессенджере, раздел на «Хабре».
Данные исследования показывают, что для IT-соискателей «стабильная компания» уже не равно «привлекательное место работы». Есть две гипотезы, почему так произошло. Первая — соискатели перестали верить в стабильность.
Вторая — стабильность теперь ищут в другом, не в «огромности и устойчивости компании», а, например, в опоре на свои знания и умения, на свою востребованность как профессионала или в опоре на экспертов-коллег, опытного руководителя и родственную по ценностям компанию. Это подтверждают и другие признаки. В частности, для айтишников выросла привлекательность работодателей, которые в своих практиках и коммуникациях делали ставку на качество системы управления и на человекоцентричность менеджмента.
Что касается зарплат, то на них IT-специалисты перестали смотреть как на один из основополагающих факторов при выборе работодателя. По сравнению с 2021 годом этот критерий опустился со второй на девятую позицию в рейтинге. Это не значит, что зарплата стала меньше интересовать людей. Дело в том, что другие критерии потеснили фактор зарплаты: так, характеристика «справедливость оплаты труда в командах» обогнала по значимости «уровень оплаты». Это говорит о том, что потребность у людей не столько в хорошем доходе, сколько во внутреннем ощущении правильности оплаты.
Как на самом деле IT-специалисты выбирают компании, в которых хотят работать