ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2024года
Эффективность персонала

Как измерить уровень счастья сотрудников и зачем это делать. Разбор на кейсе компании СДЭК

Анна Егорова, HR-эксперт, основатель Business Result Group и TalentSpace

В статье расскажу, как действовать, если хотите измерить уровень счастья сотрудников, и объясню, зачем это нужно. Я также приведу примеры рекомендаций, которые можно дать руководителям команд и отделов в зависимости от результатов исследования.


На стратегической сессии в 2023 году руководители СДЭК решили оценивать уровень счастья сотрудников. По их мнению, счастье сотрудников — важный показатель, который влияет на счастье клиентов и, соответственно, на уровень сервиса и продаж.

У компании могут быть современные технологии, у продукта — лучшие характеристики, но если не будет счастливой команды, бизнес не будет успешным. Именно сотрудники реализуют стратегию, внедряют изменения и достигают поставленных перед бизнесом целей.

Чтобы понять, как повысить уровень счастья и составить план мероприятий, направленный на его повышение, необходимо измерить данный показатель. Исследование позволит выявить ключевые факторы, которые влияют на уровень счастья сотрудников. С его помощью можно сконцентрироваться на главном и определить, как повысить уровень счастья за более короткое время.

Измерили уровень счастья сотрудников

Замер уровня счастья проводили методом анонимного опроса сотрудников на платформе провайдера. Индекс счастья рассчитывался как процент положительных ответов на вопросы, которые касались клиентов, развития компании, льгот, компенсаций и достижений. Примеры вопросов смотрите ниже.

Пример

Вопросы из опроса измерения уровня счастья:
— Готов ли я делать наших клиентов счастливыми?
— Работа в нашей компании делает меня счастливым?
— Готов ли я к переменам вместе с компанией?
— Рекомендую ли я компанию друзьям и знакомым в качестве работодателя?

Согласно результатам исследования, индекс счастья сотрудников составил 74 процента, что соответствует высокому уровню. Оценки по его компонентам получились следующие: 87 процентов сотрудников готовы делать клиентов счастливыми, 83 процента готовы к переменам, а 56 процентов сотрудников испытывают счастье на работе.

Подробнее результаты проведенного опроса сотрудников — в диаграмме ниже.

Оценка уровня счастья и его компонентов по результатам
анонимного опроса

Выявили взаимосвязь уровня счастья с успехом бизнеса

Важной задачей исследования было понять, на какие показатели бизнеса влияет уровень счастья. Для этого сопоставили уровень счастья сотрудников по каждому подразделению с их бизнес-показателями. Для такого анализа использовали следующие метрики: уровень текучести, процент обученных сотрудников, результаты прохождения аттестации. Подробнее смотрите в таблице ниже.

Для выявления взаимосвязи между уровнем счастья и бизнес-показателями мы применяли следующие методы математической статистики: корреляционный анализ, регрессионный анализ и Т-критерий Стьюдента.

Результаты корреляционного анализа. Этот анализ показал наличие достоверных связей между уровнем счастья и больничными листами, уровнем абсентеизма, текучестью, претензиями и другими показателями. Подробнее смотрите в таблице ниже. В результате анализа выявили: чем счастливее сотрудники, тем меньше они болеют, тем выше их производительность.

Результаты корреляционного анализа для выявления взаимосвязи между уровнем счастья и бизнес-показателями

Регрессионный анализ. Он позволил выявить наличие достоверных связей между уровнем счастья сотрудников и такими бизнес-показателями, как производительность труда и EBITDA. Это значит, что чем счастливее сотрудники, тем выше их производительность труда.

Т-критерий Стьюдента. С помощью этого статистического метода анализировали подразделения компании. Он позволяет производить сравнение параметров из двух разных выборок. Этот метод помог выявить наличие достоверных различий между подразделениями с высоким уровнем счастья и низким. Различия заключались в показателях прибыли и уровне сервиса. Такой анализ позволил сделать вывод: чем счастливее сотрудники на работе, тем выше уровень сервиса и прибыль компании.

По итогам данного исследования HR-менеджеры СДЭК сумели привлечь внимание руководителей компании к уровню счастья сотрудников. На языке цифр смогли продемонстрировать руководству взаимосвязь между счастьем работников и результатами бизнеса. И теперь даже заядлые скептики убеждены — счастливые сотрудники двигают бизнес вперед.

Составили рекомендации для руководителей

По итогам анализа результатов исследования компании мы составили подробные рекомендации для каждого руководителя, как работать с командой, чтобы повысить уровень счастья сотрудников. Расскажу о них подробнее.

Что понимает руководство СДЭК под счастьем

Это готовность сотрудников рекомендовать компанию в качестве работодателя, делать клиентов счастливыми, меняться вместе с компанией и чувствовать себя счастливыми на работе.

Наделять работу сотрудников смыслом и значимостью. Как утверждал Виктор Франкл, иметь смысл в жизни — базовая потребность каждого человека. Это то, что нас развивает и придает силы даже тогда, когда все плохо. Ощущение смысла и значимости побуждает людей работать больше и лучше, от чего растет производительность труда. Когда люди верят, что работают не просто так, а ради чего-то важного, они делают это с большим энтузиазмом и творчески. И при этом они получают удовольствие от сделанного.

Признавать заслуги сотрудников. Признание — фундаментальная потребность человека. Люди хотят уважать себя и чтобы их уважали другие. Когда сотрудник получает признание своих заслуг — это придает ему уверенность, его самооценка повышается, и он чувствует, что компания его ценит. Согласно исследованиям, именно недостаток признания — причина номер один, по которой люди покидают компанию. Если люди вкладывают в работу время, энергию, но при этом не получают признания за приложенные усилия, их моральный настрой снижается.

Вознаграждать труд ваших сотрудников справедливо. Признание — один из главных факторов, который влияет на уровень счастья сотрудников. А оплата труда — прямое подтверждение того, насколько компания ценит вклад сотрудников в общее дело. Беспокойство о деньгах неизбежно приводит к стрессу, депрессии, конфликтам. В таком состоянии человеку сложно думать о развитии, проявлять инициативу, улучшать свою работу и быть полностью вовлеченным в нее. Поэтому удовлетворенность оплатой труда и компенсационным пакетом в исследовании уровня счастья представлены как важные и значимые факторы.

Почему важно создать доверительные отношения в команде

Сотрудники становятся более открытыми, вовлеченными. Повышается их мотивация и уровень счастья, а также растет производительность их труда.

Создавать доверительные отношения. На желание людей работать в компании, проявлять инициативу и рекомендовать ее существенно влияют отношения с руководителем и коллегами. «Если нет доверия — ничего не получится», — говорит в своей книге «Скорость доверия. То, что меняет все» Стивен Кови — младший. Когда вы доверяете человеку, вы чувствуете себя с ним в безопасности и уверенно. Доверие помогает людям вести себя открыто, не бояться ошибаться и показывать свои точки роста, идти на разумный риск. Когда они доверяют, то чувствуют поддержку и возможность «опереться» на коллег.

Выстраивать эффективные внутренние коммуникации. Отсутствие своевременной достоверной информации о деятельности компании и происходящих в ней событиях вызывает замешательство и приводит к стрессу. Когда люди понимают, что происходит в компании, они чувствуют себя в безопасности и могут принимать решения, как им следует поступить. Внутренние коммуникации — это не просто передача информации. Система внутренних коммуникаций, выстроенная вокруг стратегии бизнеса, благоприятно сказывается на уровне доверия в коллективе.

Когда люди верят, что работают не просто так, а ради чего-то важного, они делают это с большим энтузиазмом, творчески и получают удовольствие

Развивать ваших сотрудников. Опыт показывает, что активно растут те компании, которые вкладываются в обучение своих сотрудников. Когда работники чувствуют, что организация заинтересована в их развитии, они делают вывод, что их ценят. От этого повышается их лояльность, желание прилагать дополнительные усилия и достигать лучших результатов.

Давать обратную связь. Важно стремиться к тому, чтобы сотрудники имели высокую вовлеченность. Будьте готовы регулярно предоставлять им обратную связь. В противном случае людям будет непросто сохранять высокую продуктивность и быть заинтересованными в повышении результатов своей работы.

Помогать сотрудникам «вырасти». В условиях постоянной нестабильности рынка труда людям важно сохранять ощущение, что они могут управлять карьерой. Это позволяет им обрести чувство уверенности и дает возможность прогнозировать свое будущее. Если компания способна удовлетворить потребность сотрудников в росте, ее шансы привлекать и удерживать ценные кадры увеличиваются.

Заботиться о благополучии сотрудников. Забота о благополучии сотрудников — важная составляющая корпоративной культуры, которая способствует повышению уровня счастья в компании. Когда у людей все в порядке, они способны мыслить творчески, строить позитивные отношения с другими, лучше справляются со стрессом. Именно довольные сотрудники и вносят значимый вклад в результаты компании. Благополучие важно, так как оно влияет и на атмосферу в коллективе, и на производительность труда, и на качество продукции.