ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2021года
HR-департамент
Организация работы

Как повысить скорость подбора и качество коммуникаций. Внедрите сервисы сквозной HR‑аналитики

Екатерина ПЕТРОВА, руководитель группы «Операционная аналитика» департамента HR‑сервисов компании IBS
Чтобы оптимизировать эффективность рекрутинга и коммуникаций в компании, директора по персоналу массово перенимают популярный маркетинговый инструмент — сервисы сквозной аналитики. Что это за системы и как они выглядят, что умеют, какая от них выгода бизнесу, а главное — как без ошибок настроить такой сервис, узнаете прямо сейчас.


Сквозная аналитика — это система анализа данных, которая объединяет информацию по целевым метрикам из разных источников в единую цепочку связей. В частности, она отслеживает путь кандидата от просмотра рекламного объявления до выхода на работу и заходы на корпоративный сайт по ссылкам из разных источников: почты, мессенджеров или новостной ленты. Грамотный анализ этих данных позволяет выявить узкие места, оптимизировать процессы и повысить эффективность инвестиций в подбор и коммуникации.


Кому нужна сквозная аналитика

Аналитику бизнес-процессов проводят все компании. Разница в том, что у одних это кастомная, а у других — сквозная аналитика. Если вы пользуетесь несколькими каналами внутренних коммуникаций и хотя бы двумя источниками привлечения кандидатов, первый вариант вам не подходит. Полагаться только на профессиональное чутье и использовать ручную аналитику рискованно. Она не дает точного прогноза, в отличие от сервисов сквозной аналитики. В подборе такие системы анализируют поток соискателей, средние показатели затрат на их поиск и средние сроки длительности процесса найма. Во внутренних коммуникациях — источники трафика и отказы переходов по ссылкам. На основе анализа этих данных система выдвигает прогноз об эффективности новых кампаний. То есть, по сути, сквозная аналитика нужна всем, кто хочет понимать, какие процессы работают эффективно, а какие — не очень.

Пример
Компания Х не пользуется сервисами сквозной аналитики. У директора по персоналу есть только планы по найму сотрудников, бюджет на их привлечение и две статистики: ежемесячные отчеты о количестве нанятых и сумме израсходованного бюджета. Таким образом, руководитель отдела может рассчитать, во сколько бизнесу обходится один привлеченный человек и во сколько — нанятый. Но у него нет данных о том, какие каналы приносят максимум целевых соискателей, а какие работают вхолостую. Даже если рекрутеры начнут искать кандидатов через рекламные сайты, сведут статистику в Google Analytics, шаги процесса занесут в CRM и аналитику — в MS Excel, не удастся получить комплексное представление о результатах своей деятельности и выявить проблемные зоны. Один из лучших способов автоматизировать аналитические процессы эффективности работы для этой компании — установить сервис сквозной аналитики.


Какие ваши задачи решит сервис сквозной аналитики

Сервисы сквозной аналитики не только прогнозируют эффективность виртуальных взаимодействий с кандидатами и сотрудниками, но и решают еще пять HR-задач.

Увеличивают конверсию отклика. Бесплатные инструменты — Google Analytics и Яндекс.Метрики и платные BI-системы оценивают скорость отклика кандидата, показывают, сколько этапов он проходит, прежде чем отправить отклик, и после каких этапов прекращает борьбу за вакансию. Эта информация помогает оптимизировать список обязательных вопросов для соискателя.

Оценивают эффективность подбора. С помощью статистики на основе сквозной аналитики можно выявить наиболее подходящие ресурсы для конкретного типа кандидатов, сегментировать их и сформировать уникальное предложение для каждой группы, опираясь на их ценности. Благодаря этому поступает больше продуктивных откликов и заявок, в целом повышается конверсия кандидата, увеличивается скорость закрытия вакансий при снижении затрат на поиск. Система аналитики показывает в том числе, на каких сайтах размещались вакансии, сколько кликов принесли рекламные кампании, как они конвертируются в потенциальных кандидатов, сколько в итоге было нанято людей.

Показывают эффективность затрат. Через BI-системы легко проследить, сколько средств потрачено на каждый канал продвижения, много ли заявок пришло через конкретный источник трафика, какое количество человек в итоге принято. В результате директор по персоналу понимает, насколько качественно отлажен весь процесс и где слабые места.

Анализируют взаимодействие с сотрудниками. Сервисы сквозной аналитики отслеживают качество каналов взаимодействия с персоналом. Например, такие системы анализируют читаемость корпоративных рассылок, помогают сделать выводы, какая информация собирает максимальный отклик и что на самом деле интересует работников. Повысив качество взаимодействия с коллективом, директор по персоналу сможет улучшить микроклимат, наладить внутреннюю коммуникацию, увеличить вовлеченность в корпоративную жизнь и повысит лояльность к компании.

Позволяют оценить команду. HR-директору сквозная аналитика дает понимание — в целом эффективен процесс или нет. Кроме этого, она показывает, как в процессе работают люди: сколько сотрудников HR-отдела привели новых кандидатов, насколько они были продуктивны в плане конверсии найма.

Пример
В отделе продаж компании Y сотрудники много работают, часто допоздна, но при этом их эффективность для бизнеса маленькая. Директор по персоналу видит это, но не знает, в чем причина. Когда аналитики объединили все необходимые системы и настроили воронки, то увидели, как работают конкретные сотрудники отдела — в том числе сколько каждый из них привел клиентов, на какую сумму были заключены сделки. Выяснилось, что многие рутинные процессы сотрудники отдела выполняют самостоятельно, из-за чего у них недостаточно времени на основные задачи. HR-директор оценил эффективность команды и принял решение о целесообразности введения новой должности, чтобы снять лишние заботы с отдела продаж и оптимизировать работу.


Крупной компании с несколькими офисами или сети магазинов сквозная аналитика будет полезна тем, что позволит узнать, как работает каждое из подразделений. Настроить ее самостоятельно слишком сложно из-за технических и методологических нюансов. Зато приглашенные аналитики и разработчики легко справятся с такой задачей.

Пример отчета в BI-системе, который оценивает скорость отклика


Как настроить сквозную аналитику под себя

Процесс настройки сквозной аналитики технически сложен и требует четкого понимания ее целей и задач, формирования методологии расчета необходимых показателей. Настроить сквозную аналитику можно с помощью штатных разработчиков и аналитиков. Если таких в штате нет, то можно привлечь внешние аутсорсинговые компании и специалистов, которые подберут и настроят сквозную аналитику под задачи бизнеса.

Выберите каналы, из которых будете собирать статистику. Проведите аудит всех источников данных и выберите каналы, из которых планируете забирать информацию для аналитики. Например, работные сайты, Google Adwords, Яндекс.Метрика, CRM, системы call-tracking и другие дополнительные базы.

Назначьте в BI‑системе маркетинговые метрики. Заведите в свою систему плановые и фактические показатели по стоимости, ROI, конверсии переходов в рекламных кампаниях, процент отказов, стоимость клика, заявки, привлеченного лида и нанятого кандидата. Добавьте источники, из которых будет собираться аналитика.

Добавьте в сервис метрики бизнес-процессов. Кроме маркетинговых показателей, внесите конверсии переходов по этапам воронки подбора, количество нанятых кандидатов, скорость найма, среднее время нахождения кандидатов в воронке. Таким образом вы сможете оценить, сколько кандидатов и по какой цене привлекли, а также сколько человек, по какой цене и через какое время примете на работу.

Постройте модель данных в BI-системе. Для разных бизнес-процессов такие модели будут отличаться. Сформируйте карту метрик для каждого направления. В ней задайте каждому показателю приоритетность — обозначьте основные и второстепенные метрики. Пример, как выглядит модель данных, смотрите ниже.

Пример модели данных в системе сквозной аналитики


Настройте визуализацию отчетов. Задайте метрики, которые хотите отслеживать в режиме реального времени. Утвердите показатели, по которым отчет нужен раз в день, неделю и месяц.


Какой сервис сквозной аналитики выбрать

Чтобы не ошибиться с инструментом сквозной аналитики, сформулируйте цели и задачи, которые намерены решить через сервис. Определите, на какие вопросы хотите получить ответы, какие отчеты вам нужны. Затем, исходя из целей, выберите решение. Современные сервисы отличаются возможностями.

Простейшие инструменты сквозной аналитики в бесплатных версиях Google Analytics и Яндекс.Метрика используются преимущественно для настройки и анализа метрик контекстной рекламы. То есть в них не получится добавить аналитику с работных сайтов или данные по воронке подбора.

Гораздо больше информации дают платные сервисы сквозной аналитики с расширенным функционалом — BI-системы. Они позволяют проанализировать всю цепочку взаимодействия соискателя с компанией или сотрудников с HR-брендом, оценить эффективность бизнес-процесса и инвестиций, найти слабые места и принять меры по их устранению.

Среди BI-систем хочется выделить PowerBI, Taubleau и Tibco. Эти комплексные решения по настройке аналитики интересны широким инструментарием: интеграцией с источниками данных, аналитическим расчетом показателей, визуализациями для построения дашбордов.

Пример отчета в системе сквозной аналитики


Если у вас в штате есть разработчики, разверните BI-системы внутри компании на серверах или в облаке. Для решения комплексных задач с помощью сквозной аналитики надежнее привлечь подрядчиков — внешние эксперты помогут разобраться с необходимыми параметрами для формирования методологии, исходя из ваших задач, и подобрать наиболее оптимальное решение.

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
Чем бесплатные сервисы сквозной аналитики проигрывают платным?
Бесплатные подгружают данные только из открытых источников, работный сайт они не проанализируют
Бесплатные намного сложнее настроить, нужны продвинутые навыки кодирования и продвинутый уровень английского
У бесплатных сервисов бесплатный только тестовый период, а дальше они еще дороже, чем платные с первого дня