ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2021года
Эффективность персонала
Обучение и развитие

Команда снизила результаты с новым управленцем. Продуктивность восстановит программа «Восемь ролей»

Александр БАДМАЕВ, генеральный директор HR creative technology
Из этой статьи узнаете:
  1. Зачем руководителю использовать в управлении восемь ролей и чем они отличаются друг от друга;
  2. Как повысить вовлеченность топ-менеджеров в обучение с помощью мотивационного собрания;
  3. Какие развивающие действия прокачают лидерские навыки управленцев и повысят продуктивность их команд;
  4. Как построить программу развития управленцев по принципу 10/20/70.



6 способов продвинуть программу обучения «Восемь ролей»
 

1. Рассылка с подробностями реализации программы.
2. Экспресс-собрания с руководителями.
3. Специальный раздел на корпортале с инфографикой, посвященный программе.
4. Статья гендиректора в корпоративном издании с примерами и историями успешных моделей поведения, которые необходимо передавать другим.
5. Мотивационные мемы, рисунки, скетчи на стендах в зонах отдыха, материалы в общей папке сотрудников.
6. Дискуссии, чаты, которые позволят выработать общее взаимопонимание и контекст.


В статье — готовая программа развития руководителей. Используйте ее, чтобы прокачать управленческие навыки специалистов, которых назначили на роль руководителя. А также для лидеров команд, которые просели в результатах и ставят низкие оценки взаимодействию с начальником в опросах удовлетворенности. Когда мы внедрили эту модель в финансовой компании, в команде на 19 процентов выросла вовлеченность и на 18 процентов подросли продажи.


Объясните руководителю восемь ролей лидера

Для начала объясните суть программы «Восемь ролей» вашему руководителю. Ее задача — развить у управленцев необходимые на их позициях роли лидера. Поясните на примере вашего же руководителя, что продвинутый лидер владеет всеми ролями на экспертном уровне. Он вдохновитель и визионер, который находит новые возможности и формулирует подчиненным миссию, цели и результат. В роли мотиватора находит средства воодушевить команду на достижения. И конечно, руководитель — это организатор, который координирует производственный процесс и выстраивает контроль с обратной связью. И это еще не все роли.

Сильный управленец — также наставник, который демонстрирует корпоративное поведение и развивает своих сотрудников. Продуктивный руководитель — это и интегратор, который создает благоприятную атмосферу в команде. Он EQ-лидер, то есть лидер с развитым эмоциональным интеллектом, понимает мотивы и намерения коллег и партнеров. К тому же управленец — главный модератор, который организует рабочие группы. И коуч — стимулирует мышление и творчество сотрудников, помогает раскрыть их потенциал.

Описание и результаты ролей управленцев в HR


Полную версию таблицы скачайте в конце статьи

РольОписаниеРезультаты
Командный уровень
ВдохновительРазъясняет важность и смысл работы, какой ощутимый вклад вносит каждый в достижение целей компании и жизнь окружающих людейПонимание сотрудниками миссии, ценностей и целей компании, роли личного вклада в их реализацию, интеграция с личными целями
ОрганизаторСоздает рабочий процесс, в котором сотрудники максимально реализуют свои сильные стороны и лучшие качестваЭффективный рабочий процесс и распределение задач в соответствии с компетентностью сотрудников. Отсутствие ошибок, жалоб


После того как объясните своему руководителю значение ролей, подчеркните выгоды для вашего бизнеса от такой программы развития. Главная из них — высокие результаты команды управленцев, которые пройдут программу. Кроме того, повысятся вовлеченность, командное взаимодействие и лояльность компании.


Вовлеките управленцев в программу «Восемь ролей»

Чтобы вовлечь руководителей в новую программу обучения, пригласите их на мотивационное собрание. На нем объясните, зачем начальникам участвовать в программе: чтобы овладеть новыми способами управления, повысить показатели, а значит, и собственную премию.

Чтобы начальники глубже поняли необходимость обучения по программе, вовлекайте их в обсуждение провокационными вопросами. Например: «Что мешает подчиненным брать на себя ответственность?», «Почему командная работа пробуксовывает?» или «Как сделать, чтобы специалист без волшебных пинков хотел добиваться большего?»

Такой диалог заставит управленцев задуматься, не провоцируют ли они сами снижение результатов: общаются в приказном тоне или перегибают с промежуточным контролем. В результате ваши руководители сами захотят подтянуть управленческие навыки.


Постройте программу развития управленцев по принципу 10/20/70

Программа «Восемь ролей» рассчитана на восемь месяцев. Постройте ее так, чтобы 10 процентов от всего срока обучения руководитель получал знания с помощью дистанционных курсов, вебинаров и тренингов. 20 процентов времени — от внутренних экспертов. В оставшиеся 70 процентов помогите управленцам применить новые знания и навыки на практике.

Структура программы развития «Восемь ролей» по принципу 10/20/70

Полную версию таблицы скачайте в конце статьи

Форма обученияКомментарии
Теоретическое обучение — 10%
Электронный курсВосемь структурированных программ, которые сформируют системное представление о той или иной роли. Закрепление навыков происходит с помощью упражнений и тестовых заданий. Форма контроля — тестирование
Вебинар с участием экспертаЭксперт предлагает рассмотреть проверенные подходы и идеи по решению задач в рамках данной роли, проводит обсуждение и дает обратную связь. Форма контроля — тестирование


Учитывайте загруженность руководителей и особенности их рабочего графика, когда будете составлять обучающую программу. К примеру, если управленец говорит, что в этом месяце у него плановая командировка или горячий сезон продаж, перестраивайте развивающие активности под эти обстоятельства. Производственный процесс в приоритете.

Заложите на изучение каждой роли один месяц. Это достаточно, чтобы управленцы в процессе обучения нашли способы решить бизнес-задачи и затем применили их на практике. Каждая роль относится к результату деятельности, который напрямую связан с достижением личных показателей как руководителя, так и подчиненного.


Определите три уровня развития лидерских ролей

Чтобы обучение не вгоняло управленцев в стресс, поясните, что не каждому обязательно освоить все роли на 100 процентов. Уточните, что в каждой роли три группы уровней развития: базовый, продвинутый, экспертный. И что для решения бизнес-задач компания ждет от каждого руководителя разного уровня знаний и навыков по каждой роли. Условно руководителю отдела продаж нужно изучать все восемь ролей, но главное сформировать и замотивировать команду на достижение результата. Кроме того, этому управленцу необходимо владеть на продвинутом уровне также ролями EQ-лидера, мотиватора и вдохновителя.

Для каждого руководителя подразделения определите необходимый уровень развития той или иной роли. Для этого проанализируйте бизнес-процессы, зоны ответственности и задачи руководителя по должности. Например, у кого‑то в отделе сложился неблагоприятный психологический климат, отсутствует сплоченность, нет доверительных отношений между руководителем и подчиненными. Если должность управленца можно отнести к высшему руководящему составу, программу развития по роли «EQ-лидер» он должен освоить как минимум на продвинутом уровне. Установленные уровни сделайте обязательными.


Знания и навыки руководителей на трех уровнях

Полную версию таблицы скачайте в конце статьи

УровеньОписание ролиЗнанияНавыки
БазовыйРешает основные типичные задачи по каждой роли, необходимые в рамках деятельности данного подразделенияВладеет стандартным набором инструментов, способов и методов решения задач по данной ролиПрименяет имеющиеся знания для решения задач в типичных ситуациях в работе с персоналом
Эффективно решает нестандартные задачи по каждой роли, в том числе сложные и комплексныеВладеет широким арсеналом подходов, технологий и передового опыта, позволяющим добиваться эффективного решения задач по данной ролиПрименяет имеющиеся знания и умеет находить оптимальные решения задач в различных ситуациях в работе с персоналом


Продумайте развивающие активности и определите для них ресурсы

Для базового уровня по одной из ролей будет достаточно электронного курса, обучения на опыте других, поиска обратной связи, развития на рабочем месте. Для продвинутого уровня количество развивающих действий будет в два раза больше. Самые эффективные способы узнаете прямо сейчас.

Заведите раздел на корпоративном портале с меню развивающих действий. Выложите сюда электронные курсы, обучающие видеоматериалы, образцы форм документов, готовые шаблоны документов, тесты, кейсы.

Меню развивающих действий для роли «интегратор»

Полную версию таблицы скачайте в конце статьи

Базовый уровеньПродвинутый уровеньЭкспертный уровень
Теоретическое обучение — 10%
Электронный курс+++


Раздайте лидерам ежедневники, разделы которых соответствуют восьми ролям руководителя. Это будет хорошая шпаргалка, которая всегда под рукой. Ежедневник представляет собой тетрадь с необходимыми формами для планирования процесса развития управленческих навыков, формулировками развивающих действий и фиксацией идей. С ней учащийся не потеряет ценную информацию по обучению и легко сможет сам оценить, есть ли прогресс в обучении.

Добавьте материалы в корпоративную библиотеку. Соберите и структурируйте в ней курс для руководителей: профессиональную литературу, программы, статьи и видео с профильных YouTube-каналов по каждой роли. Такая цифровая библиотека даст возможность руководителям самостоятельно и в удобное время изучать материалы о моделях успешного поведения.

Заведите закрытую группу в Facebook или других соцсетях. И пригласите в нее участников программы. В группе размещайте ссылки на полезные статьи, кейсы, исследования и инфографику. Такой инструмент станет удобной площадкой, чтобы вести дискуссии, делиться мнениями и проводить опросы.

Создайте Telegram-канал. С помощью этого популярного сегодня мессенджера рассылайте участникам обучающей программы полезную информацию в микродозах, ссылки на полезные статьи, делитесь инструментами успешной работы и опытом из повседневной практики.