ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2018года
HR-департамент
Корпоративная культура

Руководители негибко взаимодействуют с подчиненными. Программа «8 ролей» поможет развить управленческие навыки

В этой статье читайте:
 
Александр БАДМАЕВ, генеральный директор HR creative technology


В статье вы найдете программу для развития руководителей. С ее помощью научите менеджеров гибко управлять командой и каждым сотрудником в отдельности. Принимать решения в стандартных и сложных ситуациях. Когда мы внедрили эту программу в компании, продажи выросли на 18 процентов и увеличилась удовлетворенность персонала на 9 процентов. Такие результаты получили, потому что изменились непосредственный стиль и способ воздействия управленцев на подчиненных.


Проведите мотивационное собрание, чтобы преодолеть сопротивление управленцев

Вовлечь руководителей в новую программу обучения можно одним способом – дать понять, что она не похожа на стандартные тренинги по управленческим навыкам. Руководители уже прошли обязательное обучение, многое знают и умеют, поэтому важно показать, что программа отвечает их реальным потребностям. Она поможет им овладеть новыми способами управленческого воздействия, чтобы повысить показатели продаж.

Пример

Многие руководители до старта новой программы прошли обучение по ситуационному лидерству и методологии АДИЗЕСА, но это не принесло желаемых результатов. Управленцы хотели получить более гибкие и конкретные инструменты, которые позволили бы успешно управлять подчиненными в неординарных ситуациях. Например, когда сотрудник бурно реагирует на сложное задание или начальник не может замотивировать работника принять участие в новом кросс-функциональном проекте. Мы предложили управленцам обучение по модели «8 ролей руководителя в HR». После того как руководители закончили первые два блока обучения «Вдохновитель» и «Мотиватор», проблемы с подчиненными были решены.

Пригласите управленцев на мотивационное собрание. Во время мероприятия помогите руководителям осознать, зачем им нужно участвовать в программе и как новая ролевая модель повлияет на их работу. Подготовьте презентацию. При этом не просто транслируйте информацию, а задавайте провокационные вопросы. Например: «Почему работники не берут на себя ответственность?», «Как сделать, чтобы подчиненные сами захотели добиваться высоких результатов?», «Почему между сотрудниками нет командной работы?». Это заставит управленцев задуматься. Ведь они часто сами причастны к возникновению сложной ситуации. Общаются с подчиненными в приказном тоне, тратят много времени на контроль.

Ответы на вопросы помогут руководителям посмотреть на себя глазами коллег. Они захотят изменить стиль управления. Например, после мотивационного собрания 95 процентов управленцев компании приняли самостоятельное решение об участии в новой программе развития.

Обучаем менеджеров профессиональным и управленческим навыкам в корпоративной HR-школе
Анастасия РОМАНОВА,
руководитель организационного развития (HR) компании «Росэлектроника»

В школе мы даем системное представление об HR-процессах. Первые разделы программы рассказывают о стратегии управления персоналом. Наибольшей популярностью пользуются модули «Финансы» и «Эффективное взаимодействие». Используем разные форматы обучения: вебинары, тренинги, самостоятельная работа. В завершении программы проводим бизнес-игру. Всем, кто успешно прошел обучение, выдаем свидетельство об окончании HR-школы. Теперь руководителям проще выбирать оптимальные формы общения с коллегами и сотрудниками и способы воздействия на них.

Объясните, что представляют собой 8 ролей: от вдохновителя до коуча

Успешный руководитель владеет всеми ролями на экспертном уровне. Он – вдохновитель, который изучает внешнюю среду, видит новые возможности и помогает сотрудникам понять миссию и цели компании. Мотиватор – умеет выстраивать такую систему мотивации, которая воодушевляет подчиненных достигать поставленных целей. Конечно, он – организатор. Обеспечивает бесперебойную работу подразделения за счет того, что грамотно координирует деятельность подчиненных, создает оптимальную систему контроля и обратной связи.

Управленец – наставник, который разделяет корпоративные ценности и демонстрирует поведение, которое считают нормой в компании, лично развивает своих сотрудников. Руководитель – это всегда интегратор, создающий благоприятную атмосферу в команде. Он – EQ-лидер, понимает свое окружение, умеет чувствовать, что происходит с человеком, каковы его мотивы и намерения. Управленец – главный модератор компании, который активно генерирует идеи, организует рабочие группы. И коуч – стимулирует мышление и творчество сотрудников, помогает максимально раскрыть их личный и профессиональный потенциал.

Использовать модель «8 ролей» руководитель может как на командном уровне, так и на уровне отдельного подчиненного. Роли «вдохновитель», «организатор», «интегратор», «модератор» применяют на уровне команды. Роли «мотиватор», «наставник», «EQ-лидер», «коуч» – на уровне сотрудника (описание ролей – в таблице 1).

Таблица 1. Описание 8 ролей управленцев в HR

РольОписаниеРезультаты
Командный уровень
ВдохновительРазъясняет важность и смысл работы, какой ощутимый вклад вносит каждый в достижение целей компании и жизнь окружающих людей Понимание сотрудниками миссии, ценностей и целей компании, роли личного вклада в их реализации, интеграция с личными целями
ОрганизаторСоздает рабочий процесс, в котором сотрудники максимально реализуют свои сильные стороны и лучшие качества Эффективный рабочий процесс и распределение задач в соответствии с компетентностью сотрудников. Отсутствие ошибок, жалоб
ИнтеграторПоддерживает командное взаимодействие, основанное на доверии и уваженииЭффективное командное взаимодействие. Благоприятный климат в коллективе
МодераторОрганизует эффективную групповую работу по генерированию идей и принятию высококачественных решений Совместно выработанные идеи, решения, планы и стратегии. Синергетический эффект
Уровень отдельного сотрудника
МотиваторФормирует интерес к содержанию труда, проявлению творческого подхода, получению удовлетворения от процесса работы Оптимальный уровень мотивации сотрудника. Внутренняя мотивация
НаставникСтавит цели, консультирует, предоставляет обратную связь, делится опытом, дает возможность самостоятельно принимать решения Успешные модели профессионального поведения. Соблюдение внутренних стандартов и регламентов
EQ-лидерНалаживает и управляет отношениями с сотрудниками, распознает их эмоциональные состояния, проявляет эмпатию Саморегуляция. Эмпатия. Эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях
КоучПроводит коуч-сессии по постановке и достижению целей, посвященных улучшению результатов в работе и профессиональному развитию Достижение сотрудником целей в работе и профессиональном развитии


Разработайте программу развития управленцев. Постройте ее по принципу 10/20/70

Программа «8 ролей» рассчитана на 8 месяцев. Постройте ее так, чтобы 10 процентов от всего срока обучения руководитель получал знания с помощью дистанционных курсов, вебинаров и тренингов. 20 процентов времени – с помощью внутренних экспертов. В оставшиеся 70 процентов помогайте управленцам реализовать новые знания и навыки на практике (структура программы – в таблице 2).

Таблица 2. Структура программы развития «8 ролей» по принципу 10/20/70

Форма обученияКомментарии
Теоретическое обучение – 10%
Электронный курсВосемь структурированных программ, которые позволяют сформировать системное представление о той или иной роли в решении рабочих задач. Содержит ключевые понятия, примеры из практики и методический инструментарий. Закрепление навыков происходит с помощью упражнений и тестовых заданий. Форма контроля – тестирование
Вебинар с участием экспертаЭксперт предлагает рассмотреть актуальные и эффективные подходы и идеи по решению задач в рамках данной роли, проводит обсуждение и дает обратную связь. Форма контроля – тестирование
Мастер-класс/тренингОчное обучение с полным погружением, на котором формируются модели успешного поведения в рамках данной роли
Социальное обучение – 20%
Обучение на опыте другихРуководитель выделяет модели успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития компетенций по данной роли. Определяет, в каких рабочих ситуациях их можно использовать. Форма контроля – заполненные разделы ежедневника
Поиск обратной связиРуководитель получает обратную связь от коллег об успешности своего поведения в рамках данной роли. Форма контроля – заполненные разделы ежедневника
Корпоративный клуб руководителейВ работе клуба принимают участие руководители подразделений. Заседание клуба проходит один раз в месяц, имеет четкую структуру и посвящено определенной роли. На встрече обсуждают рабочие проблемы, решают кейсы, участвуют в ролевых и деловых играх. Также обмениваются идеями и неформально общаются. В роли модераторов и лекторов выступают сами руководители. Форма контроля – посещаемость и заполненные разделы ежедневника
КоучингИндивидуальная работа с коучем по постановке целей и их достижению в рамках развития компетенций и улучшения деятельности по каждой роли. Форма контроля – перечень реализованных целей
Практический опыт – 70%
Развитие на рабочем местеПоиск и освоение руководителем эффективных моделей поведения для решении задач в рамках данной роли. Форма контроля – список развитых навыков и заполненные разделы ежедневника
Специальные проектыСюда относится решение задач, требующих высокого уровня развития компетенций по данной роли, но за рамками функциональных обязанностей. Форма контроля – список реализованных проектов и заполненные разделы ежедневника


Учитывайте загруженность руководителей и особенности рабочего графика, когда начнете составлять обучающую программу. К примеру, если управленец говорит, что в этом месяце у него плановая командировка или наступает «сезон», то предложите развивающие действия, которые соответствуют данным обстоятельствам.

Заложите на изучение каждой роли один месяц. Это достаточный срок, чтобы управленцы в процессе обучения нашли способы решения рабочих задач и затем применили эти идеи на практике. Каждая роль имеет конкретный результат деятельности, который напрямую связан с достижением личных показателей как руководителя, так и подчиненного.

Пример, как руководитель применил роль мотиватора

После того как управляющий одного из отделений банка прошел обучение, он обратил внимание на поведение подчиненного. Лучший специалист отделения стал безразличным. Это отражалось на результатах его работы. До обучения управляющий предложил бы сотруднику уволиться, если его что-то не устраивает. Но зная об управленческих ролях, он решил провести с ним мотивационную беседу. Как выяснилось, когда специалист пришел в банк, его ключевым мотиватором было денежное вознаграждение. Сейчас же он осознал, что хочет профессионально развиваться. Управляющему удалось удержать специалиста. Он стал ставить ему более сложные задачи, привлекать в качестве наставника.

6 способов продвинуть программу обучения «8 ролей»
 

1. E-mail-рассылка об особенностях программы.
2. Мотивационные собрания с руководителями.
3. Раздел на интрасайте, посвященный программе.
4. Статья гендиректора в корпоративном издании с примерами успешных моделей поведения, которые нужно транслировать.
5. Мотивационные плакаты на стендах, в зонах отдыха, материалы в общей папке сотрудников.
6. Стратегическая сессия, которая позволит выработать общее взаимопонимание и поможет осознать важность программы.

Поясните руководителям, что есть 3 уровня развития ролей

В работе с персоналом руководителям служб и отделов требуется разный уровень знаний и навыков для решения задач. Поэтому в программе выделены три группы уровней развития: базовый, продвинутый, экспертный (как распределяются роли по уровням – в таблице 3 ниже). Например, начальнику финансового отдела и руководителю канала прямых продаж нужно изучать все 8 ролей, но уровень развития каждой может быть разным. Второму управленцу важно сформировать и замотивировать команду на достижение результата. Следовательно, он должен владеть ролями EQ-лидера, мотиватора и вдохновителя на продвинутом уровне.

Таблица 3. Описание 8 ролей по уровням

УровеньОписание ролиЗнания Навыки
БазовыйРешает основные типичные задачи по каждой роли, необходимые в рамках деятельности данного подразделения Владеет стандартным набором инструментов, способов и методов решения задач по данной роли Применяет имеющиеся знания для решения задач в типичных ситуациях в работе с персоналом
ПродвинутыйЭффективно решает нестандартные задачи по каждой роли, в том числе сложные и комплексныеВладеет широким арсеналом подходов, технологий и передового опыта, позволяющим добиваться эффективного решения задач по данной роли Применяет имеющиеся знания и умеет находить оптимальные решения задач в различных ситуациях в работе с персоналом
ЭкспертныйПредлагает собственные подходы решения задач, проводит экспертизу сложных и нестандартных задач, консультирует и обучает других Владеет теоретическими и прикладными знаниями по данной ролиАдаптирует и комбинирует имеющиеся подходы для эффективного решения задач в работе с персоналом

Пример, как руководитель применил роль EQ-лидера

В кабинет к руководителю канала прямых продаж зашел ведущий специалист. Он был расстроен. Минуту назад ему «повезло» обслуживать недовольного клиента. Управленец попросил подчиненного рассказать, что случилось. Затем отметил, что тот работает в банке уже больше пяти лет, пользуется большим уважением и признанием у коллег. Попросил подчиненного посмотреть на свою работу со стороны, используя технику диссоциаций. Добавил: «Представьте, что перед тем как говорить с рассерженным клиентом, Вы надеваете рабочий костюм. После неприятного разговора Вы его снимаете. Вся грязь достается костюму и не относится к Вам». Специалист заулыбался и снова пошел работать с хорошим настроем.

Для каждого руководителя подразделения определите необходимый уровень развития роли. Для этого проанализируйте положение о структурном подразделении, бизнес-процессы, зоны ответственности и задачи руководителя по должности.

Например, у кого-то в отделе или службе сложился неблагоприятный психологический климат, отсутствует сплоченность, нет доверительных отношений между руководителем и подчиненными. Если должность управленца можно отнести к высшему менеджменту, программу развития по роли «EQ-лидер» он должен освоить как минимум на продвинутом уровне. Установленные уровни сделайте обязательными (пример уровней для руководителей банка – в таблице 4).

Таблица 4. Определение уровней развития ролей для руководителей банка

РолиРуководители подразделений банка, формирующие прибыльРуководители подразделений банка, обеспечивающие деятельность
Операционный офисГруппа продаж автокредитованияОтдел маркетинга и рекламыГруппа расчетов
ВдохновительПУ (продвинутый уровень)ПУПУБУ (базовый уровень)
МотиваторПУПУБУБУ
EQ-лидерПУПУБУБУ
КоучПУПУПУБУ


Составьте меню развивающих действий и определите, где разместить обучающие ресурсы

Для разных уровней развития ролей развивающие действия будут различными. Например, для базового уровня по одной из ролей будет достаточно электронного курса, обучения на опыте других, поиска обратной связи, развития на рабочем месте. Для продвинутого уровня количество развивающих действий будет в два раза больше (меню развивающих действий – в таблице 5).

Таблица 5. Меню развивающих действий для роли «интегратор»

Формы обученияБазовый уровеньПродвинутый уровеньЭкспертный уровень
Теоретическое обучение – 10%
Электронный курс+ +  
Вебинар+ 
Мастер-класс/тренинг +
Социальное обучение – 20%
Обучение на опыте других+ + +
Поиск обратной связи+ + +
Корпоративный клуб++
Коучинг +
Практический опыт – 70%
Развитие на рабочем месте+ + +
Специальные проекты+ +
Экспертная работа +
Кросс-тренинг+ +


Ресурсы для развития управленцев могут быть разнообразными. Предложите руководителям:

Портал с меню развивающих действий: электронные курсы, формы, шаблоны, тесты, кейсы.

Ежедневник, разделы которого соответствуют 8 ролям. Это тетрадь с необходимыми формами для планирования процесса развития, формулировками развивающих действий и фиксацией идей. С ней легко оценить прогресс обучения.

Корпоративную библиотеку, в которой представлены бестселлеры и лучшие книги и статьи по каждой роли. Это позволит самостоятельно изучать информацию о моделях успешного поведения.

Закрытую группу в Facebook. Там управленец найдет ссылки на полезные статьи, кейсы, личные аккаунты, исследования и инфографику. Группа может стать площадкой для обсуждений и опросов.

Telegram-канал. С помощью ресурса можно делать рассылку полезных статей, инструментов, опыта из практики, создать облачное хранилище личных данных. Руководитель также может репостить интересные и важные сообщения из различных каналов, писать заметки.

Важные выводы

  1. Чтобы вовлечь руководителей в программу развития, нужно убедить их, что новые способы управления помогут им работать более эффективно. Начните с мотивационного собрания. Затем расскажите о каждой роли.
  2. Опишите три уровня ролей для разных должностей: базовый, продвинутый, экспертный. Поясните, на каком уровне руководитель должен владеть каждой ролью.
  3. Определите, какими будут обучающие ресурсы. Сделайте акцент на дистанционный формат. Когда будете подводить итоги, обратите внимание на показатели продаж и удовлетворенность персонала.
 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
Какими ролями должен владеть руководитель, чтобы эффективно управлять подчиненными?
Вдохновитель, мотиватор, организатор, администратор, предприниматель, производитель, лидер, инноватор
Наставник, интегратор, модератор, коуч, EQ-лидер, коммуникатор, аналитик, сангвиник
Вдохновитель, мотиватор, организатор, наставник, интегратор, EQ-лидер, модератор, коуч