«Игреки» и «зеты»: привычные схемы мотивации не работают. Как побудить молодых людей эффективно трудиться
- почему нет универсальных инструментов мотивации «игреков» и «зетов» и какие 2 метода помогут подобрать для них стимулы;
- как правильно ставить задачи этим индивидуалистам, чтобы они не выполняли их как попало, а проявляли ответственность и выдумку;
- какое главное условие соблюсти, чтобы люди поколений Y и Z не обижались на справедливое наказание за плохую работу;
- почему у работодателей появились предрассудки по отношению к молодым сотрудникам, какие они на самом деле и как ими управлять.
Статья участвует в конкурсе Топ-5 статей.
Проголосовать и узнать подробнее об условиях конкурса!
Индивидуалисты и эгоисты, самовлюбленные и ленивые, непонятные и плохо управляемые – это лишь часть тех характеристик, которыми описывают сейчас молодых сотрудников руководители всех уровней и HR-ы. По классификации двух американцев – экономиста и демографа Нейла ХОУВА и драматурга и историка Вильяма ШТРАУСА – эти сотрудники относятся к поколениям Y и Z. Представители поколения Y – те, кто родились в начале 1980-х годов, Z – уже после 1995-го. Так называемых «игреков» в числе сотрудников компаний уже много. По статистике, в среднем 30 процентов. А «зеты» только начинают приходить на работу. Вскоре представители этих поколений будут составлять большую часть персонала и придется иметь с ними дело.
Чтобы управлять молодыми сотрудниками, осознайте, в чем особенности их мировосприятия и мироощущения. Исходя из этого и выстраивайте взаимоотношения с ними, подбирайте инструменты мотивации. Другого пути нет.
Развивайте индивидуальный подход. Теперь это не просто слова, а требование времени
Представители поколения Y и в особенности Z ни на кого не равняются. В отличие от людей поколения Х. Их бесполезно сравнивать с другими. Современный молодой человек равнодушен ко всему внешнему и не считает, что должен быть на кого-то похож.
Выход: применять индивидуальный подход, чтобы мотивировать «игреков» и «зетов». Используйте для этого 2 метода. Главное в статье Скрыть
Метод 1. Сделайте так, чтобы работа отвечала ожиданиям молодого сотрудника. Поможет теория ВРУМА. Этот канадский психолог считал, что работник сочтет то, чем занимается, подходящим делом и станет трудиться с желанием, если оно соответствует трем ожиданиям. Они – на рисунке ниже.
РИСУНОК. Принцип теории ожиданий ВРУМА
Первое ожидание – результат. Вопрос не в том, понимает или не понимает начинающий специалист, какого результата от него хочет получить руководитель. Дело в другом: что сам «игрек» или «зет» подразумевает под результатом своей работы. Если это понимание отличается от результата, который нужно достичь, возникнет дисгармония. Человек будет работать без интереса. И ничего с этим не поделать.
Диаграмма. Факторы, по которым «игреки» и «зеты» выбирают компанию
Второе ожидание – вознаграждение. Речь идет не только о материальной стороне мотивации. Подразумевается и похвала руководителя, публичное признание заслуг коллегами и скорое повышение по карьерной лестнице. Тогда сотрудник будет внутренне удовлетворен проделанной работой.
Третье ожидание – ценность вознаграждения. Иначе говоря, сотрудник будет мотивирован, если вознаграждение будет таким, какое он считает ценным.
Пример
Таким образом, человек воспринимает работу как гармоничную, если, приложив усилия, получает тот результат, который ждет, а следом – вознаграждение. Причем такое, которое сотрудник расценивает как ценное. Если Вы научите руководителей подразделений удовлетворять все три ожидания подчиненных по теории ВРУМА, то, по сути, объясните, как находить к каждому индивидуальный подход. Что именно сотрудник считает результатом работы и ценным вознаграждением, начальник поймет, наблюдая за ним и общаясь с ним.
Обратите внимание: если не оправдать хотя бы один из видов ожиданий, мотивация сотрудника останется на низком уровне. Он не станет проявлять инициативу, будет относиться к работе как к повинности и выполнять ее ради галочки. Следовательно, выясняйте, что ждут «игреки» и «зеты» от работы, какое вознаграждение хотят. И старайтесь обеспечить это.
Метод 2. Хвалите адресно. Например, письмо маме. Предположим, у вас в команде есть сотрудник-«зет», который из месяца в месяц стабильно выполняет план продаж, во всем помогает коллегам. Возьмите фирменный корпоративный бланк на дорогой красивой бумаге. Напечатайте на бланке текст, в котором поблагодарите маму сотрудника за то, что она вырастила такого достойного человека. Расскажите, что компания ценит и уважает ее сына. Распишитесь внизу сами, попросите это сделать гендиректора или собственника. Письмо доставьте лично маме сотрудника на дом с помощью курьера либо коллеги. Мама – самый близкий человек работника, ее мнение важно для него. Такое поощрение индивидуальное и адресное. Мотивация «игрека» или «зета» повысится.
В поколениях Y и Z немного людей, для которых работа – источник выживания. Они, конечно, не отрицают деньги, власть и положение в обществе, но все это не самоцель. В основе мотивации молодых сотрудников – тенденция воспринимать работу как что-то очень личное, желание трудиться с комфортом и делать важное дело. Имейте в виду: с «игреками» и «зетами» почти не работает отрицательная мотивация. Среди них гораздо меньше, чем в старшем поколении, забитых и покорных людей. Поэтому держать их в страхе и наказывать за любую провинность не получится – они не станут работать эффективно.
Заранее доводите правила до «игреков» и «зетов»
Молодых людей называют поколением игр. Если правила игры известны изначально, представители поколений Y и Z даже не пытаются их нарушать. Тем более если правила разумные и понятные. «Игреки» и «зеты» не бунтари и не анархисты, могут быть вполне законопослушными.
Как поладить с загадочными «игреками» и «зетами»
Во-первых, попросите руководителей управлять без авторитаризма. Во-вторых, позвольте молодежи в процессе работы пользоваться гаджетами. И наконец, не препятствуйте тому, чтобы у молодых людей было время на хобби. Разрешайте им иногда работать удаленно, установите гибкий график. Так Вы выстроите отношения с ними.
Призывайте руководителей подразделений заранее озвучивать требования по работе, условия, при которых задача считается выполненной. Пусть обозначают и то, когда возможны штрафные санкции, – снижение премии либо отказ выплатить ее. Если предупредите молодежь, она смирится с санкциями, примененными справедливо.
Посоветуйте управленцам написать регламент работы, указать в нем, какие операции и как нужно выполнять, за что начисляется премия. Подайте информацию нестандартно и интересно, дополните текстовый материал иллюстрациями и схемами. Помните: представители молодого поколения хотят работать честно и полностью раскрыться, реализовать себя. Они могут быть очень результативными и напористыми сотрудниками, если поймут, что «закон един для всех».
Пример
Постепенно меняются и ценности компаний. Например, в крупных корпорациях сотрудники ощущают дисбаланс между работой и личной жизнью. А для молодых людей очень важно, чтобы оставалось время для себя. Если человека постоянно лишать личного времени, он быстро потеряет мотивацию и эффективность. Поэтому в ближайшие годы набирает обороты популярность новых «очеловеченных» методологий управления, таких как Scrum, Kanban и Agile. Они упрощают рабочий процесс.
Ставьте задачи письменно, используйте современные технологии. Поясняйте, как их решать и зачем
Гаджеты – средство коммуникации для Y-ов и Z-ов. Используйте это! Объясните управленцам: устно, с глазу на глаз, представители молодого поколения общаются даже реже, чем через соцсети, скайп и другие программы для мобильных устройств. Кажется, письменную речь молодые люди понимают лучше, чем устную. Пусть начальники подразделений и руководитель проекта ставят начинающим специалистам задачи, используя облачные технологии. Тогда каждый, кто причастен к задаче, получит уведомление о ней, зайдет на ресурс и прочитает, что конкретно надо сделать и в какие сроки.
Если корпоративного ресурса, чтобы использовать облачные технологии, нет, управленцы могут зайти, скажем, в Facebook и разослать с помощью Messenger задание каждому, кто участвует в проекте. Пример такого сообщения – ниже. Словом, пусть руководители используют WhatsApp, Viber, Instagram, чтобы общаться с молодыми работниками. Они ничего не забудут, а лидер проектной группы сможет держать работу подчиненных под контролем.
Пример
С помощью корпоративных программ удобно ставить задачи, отслеживать этапы работы и прогнозировать результат в режиме онлайн. Большинство молодых людей не проводят четкой границы между работой и остальной жизнью. Многие выходят на связь и глубоко ночью, и рано утром, и в выходные дни. Как же их контролировать? В формате игры, формулируя короткие задачи, достижимые цели. На день, неделю, месяц. Не больше. Не рассчитывайте, что «игреки» и «зеты» будут идти к своей цели шаг за шагом в течение года и добиваться результата. Кроме того, за ними нужно присматривать. Для этого существуют технологии менторства, наставничества, проектного управления.
Озвучивайте задачу и поясняйте, как ее выполнить, иначе «игрек» или «зет» сделают как попало. Во-первых, молодые люди воспримут задачу как легковесную, неважную и формальную. Ведь сам руководитель относится к ней несерьезно – не сопроводил ее комментариями, не пояснил, как лучше ее решить. Во-вторых, молодые люди не считают, что должны продумывать методику работы. Они привыкли, что это делают другие. В первую очередь родители. Они так воспитали своих детей, боясь, что те натворят что-то не то и пострадают в смутное время. В такое время люди поколений Y и Z родились. На работе, по их мнению, методику должен продумывать руководитель. Можно долго говорить о том, как это плохо, но это данность. Если руководитель хочет, чтобы молодой сотрудник выполнил задачу, пусть опишет, как это сделать.
Пример
Обозначьте, какое место молодой сотрудник занимает в общей цепочке бизнес-процессов, как влияет на результат. Иначе говоря, пусть руководитель подразделения объясняет, зачем выполнять работу. Тогда «игреки» и «зеты» поймут, что не занимаются чем-то бессмысленным. Делать что-то с их точки зрения ненужное, потому что так велели и платят деньги, они не будут. Эти люди трезво смотрят на вещи, ценят свое время и хотят понимать, что делают, зачем, какой будет отдача. Советуйте управленцам показывать молодежи, на каком участке в общей цепочке производства они находятся. Как результаты, которых они добьются, отразятся на деятельности других подразделений. Пусть осознают: то, что они выполняют, не просто некая работа на локальном уровне. Это часть общего, звено в цепи процессов всей компании.
Поясните, что организация получит благодаря проекту, который реализуют молодые сотрудники. Скажем, работники других подразделений смогут быстрее и легче выполнять какие-то операции. Из-за этого повысятся показатели, вырастет прибыль. Как следствие, увеличатся премии, расширится соцпакет. Интерес молодых специалистов к работе возрастет. Как лучше ставить задачи представителям поколений Y и Z – ниже. Главное в статье Скрыть
Таблица 1. Как ставить задачи представителям молодого поколения
Да они и сами у нас в компании не остаются, так как мы не платим сразу же высокие зарплаты. Заметил интересную закономерность – многие начинающие специалисты хотят хорошо получать, при этом мало работать. Мое твердое убеждение, что каждый человек, который хочет стать настоящим профи своего дела, должен пройти все этапы с нуля, с самых азов. А это часто неквалифицированная работа, за которую платят немного. Я сам так строил свою карьеру, этого же требую и от других. Считаю это оптимальным и самым эффективным для дела вариантом. Такая карьера мотивирует двигаться вперед и сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра становиться лучше, чем сегодня.
Ставьте разноплановые задачи, не допускайте однотипности. «Игрекам» и «зетам» по душе многозадачность. Это объясняется тем, что они гиперактивны и привыкли постоянно переключать внимание с одного на другое. Вокруг много информации, и так хочется побольше уловить, подметить, не пропустить. Замечено, что молодежь часто выполняет одновременно несколько дел разного характера: изучают документацию по проекту, переписываются в соцсети с коллегами, отвечают на СМС друга, ищут нужную информацию в интернете, следят за работой техники, составляют презентацию. Зато нескучно!
Пусть руководители подразделений используют эту особенность «игреков» и «зетов» в интересах дела – поручают молодым сотрудникам по несколько разных задач. Порой одновременно. Не стоит сомневаться, что они способны выполнить все задания качественно и в срок.
Пример
Показывайте «игрекам» и «зетам» их ближайшие перспективы
Скорость изменений в мире высока. То, что еще несколько месяцев назад казалось прорывом, сегодня воспринимается как нечто рядовое и привычное. Поэтому у молодежи выработалось, по словам социального философа Андрея АШКЕРОВА, так называемое «клиповое мышление», фрагментарность. Эти люди не любят надолго сосредоточиваться на чем-то одном, предпочитают получать и перерабатывать информацию короткими порциями. Такие сотрудники не станут читать длинный текст – лучше прочитают выжимку из него, комикс или новость в формате твита. И карьеру не будут планировать на 5 или 10 лет. Представители поколений Y и Z хотят четко понимать, на какие перспективы могут рассчитывать уже сейчас.
Пример
Молодые хотят получить общественное признание, славу, ощущать личную значимость. Хвалите сотрудника публично. На общем собрании или непосредственно на рабочем месте в присутствии коллег благодарите молодого специалиста, если он проявил усердие, инициативу и добился результата. При этом старайтесь ставить интересные задачи. Это будет дополнительным мотиватором. Особенно если рабочие обязанности как-то пересекаются с хобби сотрудника.
Поощряйте в процессе работы, а не только за конечный результат
Сегодняшние молодые люди с детства привыкли, оперируя понятиями соцсетей, получать лайки. Иначе говоря, похвалу и поощрение за каждый хороший поступок или малейшее достижение. Мамы и папы считали: если хвалят своих детей, помогают им вырасти самодостаточными, уверенными в себе людьми. А развитие социальных сетей окончательно приучило «игреков» и «зетов» к мысли, что окружающие выражают одобрение почти каждому их шагу. Учитывайте эту особенность молодежи, просите руководителей подразделений регулярно хвалить подчиненных. Если «игреки» и «зеты» не получают лайков, уходят из компании, так как воспринимают ее как недружественную себе. Социологические опросы показывают, что новое поколение ждет поощрений за небольшие достижения и часто. Серьезное признание, которое будет неизвестно когда, их не мотивирует.
Пример
Ставьте молодым сотрудникам разноплановые задачи, не допускайте однотипности
«Игрекам» и «зетам» по душе многозадачность. Это объясняется тем, что они гиперактивны и привыкли постоянно переключать внимание с одного на другое. Вокруг много информации, и так хочется побольше уловить, подметить, не пропустить. Замечено, что молодежь часто выполняет одновременно несколько дел разного характера: изучают документацию по проекту, переписываются в соцсети с коллегами, отвечают на СМС друга, ищут нужную информацию в интернете, следят за работой техники, составляют презентацию. Зато нескучно!
Пусть руководители подразделений используют эту особенность «игреков» и «зетов» в интересах дела – поручают молодым сотрудникам по несколько разных задач. Порой одновременно. Не стоит сомневаться, что они способны выполнить все задания качественно и в срок.
Пример
В 2016 году мы создали центр разработки и внедрения инновационных решений Brain Trust. Любой сотрудник может внести предложение, как улучшить бизнес-процессы компании, сделать рабочие условия еще более комфортными. Молодые специалисты часто выступали с предложением проводить вне рабочего времени полезные мастер-классы. Так появился Сatch-Up-лекторий. Мы приглашаем экспертов, которые рассказывают о принципах здорового образа жизни, благотворительных программах, помогают молодежи раскрыть их творческий потенциал. Например, один из прошедших мастер-классов был посвящен нейрографике.
Обучайте молодежь прикладным вещам, развивайте профессионально. Это удерживает «игреков» и «зетов»
Если они понимают, что в компании могут узнать то, что в дальнейшем им пригодится в работе или в жизни, задержутся на более длительный срок. Скажем, уволятся не через полгода, а через год-два. Это уже прогресс. Если же в организации нечему научиться, представители поколений Y и Z сочтут, что напрасно тратят свое время, и быстро уйдут.
Организуйте обучение для них. Но учтите: оно должно быть полезным и прикладным. Пусть будет ясно, как и где можно применить новые знания. Курсы и семинары заинтересуют молодых, только если дают реальные применимые инструменты. В противном случае «игреки» и «зеты» станут саботировать занятия. Сделайте главным методом обучения кейсы. В них имитируйте ситуации, возникающие в реальной работе. Просите находить четкие и ясные решения.
Предусмотрите, чтобы учебные материалы можно было загрузить на мобильные устройства. Лучше, если они будут в формате приложений. Это удобно для молодых сотрудников – можно изучать материал в дороге на работу или с работы, дома или в кафе. Для этого обратитесь с запросом к провайдерам, которые разрабатывают контент именно для мобильных устройств.
Имейте в виду: за последние годы у более старшего поколения сложилось немало предрассудков о молодых людях. Не верьте им, отметайте негатив – лучше применяйте проверенные и обоснованные подходы к работе с представителями поколений Y и Z. Перечень предрассудков – в таблице 2 ниже. Главное в статье Скрыть
Таблица 2. Предрассудки работодателей об «игреках» и «зетах» и какие они на самом деле
Важные выводы
- Представителям поколения Y и Z свойственна аутентичность. Они хотят быть самими собой, а не подражать кому-либо. Ищите к сотруднику индивидуальный подход.
- Так как «игреки» и «зеты» родились и росли в эпоху быстрых перемен, у них клиповое мышление. Длинные тексты и долгосрочные планы не для них. Задачи дробите на мелкие части.
- Молодые люди привыкли быстро переключаться, выполнять одновременно несколько разных дел. Если нужно сосредоточиваться всегда только на одном, теряют интерес.
за правильный ответ