ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2018года
Лучшие статьи 2018 года
Мотивация

«Игреки» и «зеты»: привычные схемы мотивации не работают. Как побудить молодых людей эффективно трудиться

В этой статье читайте:
 
Наталья ЧУХРОВА, методолог по разработке современных программ развития персонала банка ХОУМ КРЕДИТ

Статья участвует в конкурсе Топ-5 статей.
Проголосовать и узнать подробнее об условиях конкурса!


Индивидуалисты и эгоисты, самовлюбленные и ленивые, непонятные и плохо управляемые – это лишь часть тех характеристик, которыми описывают сейчас молодых сотрудников руководители всех уровней и HR-ы. По классификации двух американцев – экономиста и демографа Нейла ХОУВА и драматурга и историка Вильяма ШТРАУСА – эти сотрудники относятся к поколениям Y и Z. Представители поколения Y – те, кто родились в начале 1980-х годов, Z – уже после 1995-го. Так называемых «игреков» в числе сотрудников компаний уже много. По статистике, в среднем 30 процентов. А «зеты» только начинают приходить на работу. Вскоре представители этих поколений будут составлять большую часть персонала и придется иметь с ними дело.  

Чтобы управлять молодыми сотрудниками, осознайте, в чем особенности их мировосприятия и мироощущения. Исходя из этого и выстраивайте взаимоотношения с ними, подбирайте инструменты мотивации. Другого пути нет.

Развивайте индивидуальный подход. Теперь это не просто слова, а требование времени

Представители поколения Y и в особенности Z ни на кого не равняются. В отличие от людей поколения Х. Их бесполезно сравнивать с другими. Современный молодой человек равнодушен ко всему внешнему и не считает, что должен быть на кого-то похож

Выход: применять индивидуальный подход, чтобы мотивировать «игреков» и «зетов». Используйте для этого 2 метода. Главное в статье Скрыть

Метод 1. Сделайте так, чтобы работа отвечала ожиданиям молодого сотрудника. Поможет теория ВРУМА. Этот канадский психолог считал, что работник сочтет то, чем занимается, подходящим делом и станет трудиться с желанием, если оно соответствует трем ожиданиям. Они – на рисунке ниже.

РИСУНОК. Принцип теории ожиданий ВРУМА


Первое ожидание – результат. Вопрос не в том, понимает или не понимает начинающий специалист, какого результата от него хочет получить руководитель. Дело в другом: что сам «игрек» или «зет» подразумевает под результатом своей работы. Если это понимание отличается от результата, который нужно достичь, возникнет дисгармония. Человек будет работать без интереса. И ничего с этим не поделать.

Диаграмма. Факторы, по которым «игреки» и «зеты» выбирают компанию
 

Второе ожидание – вознаграждение. Речь идет не только о материальной стороне мотивации. Подразумевается и похвала руководителя, публичное признание заслуг коллегами и скорое повышение по карьерной лестнице. Тогда сотрудник будет внутренне удовлетворен проделанной работой.

Третье ожидание – ценность вознаграждения. Иначе говоря, сотрудник будет мотивирован, если вознаграждение будет таким, какое он считает ценным.

Пример

Руководитель регулярно начисляет премию лучшему работнику и считает, что его профессиональный долг выполнен. Но работник не особенно рад. Когда управленец поделился своей досадой и недоумением с HR-ом, тот решил провести с лучшим работником углубленное интервью. Благодаря этому выяснилось: то, что начальник считает хорошим вознаграждением, для сотрудника таковым не является. Ему важно увидеть, что о его заслугах известно в компании. HR объяснил начальнику отдела, как удовлетворить такое ожидание работника. Не забывать публично отмечать его вклад. Или, к примеру, попросить генерального директора вручить специалисту грамоту на корпоративном мероприятии, пожать руку. В сочетании с денежным поощрением это станет тем самым вознаграждением, которое ожидает человек и которое для него ценно. Руководитель подразделения последовал совету HR-а, и вскоре молодой работник стал трудиться еще результативнее.

Таким образом, человек воспринимает работу как гармоничную, если, приложив усилия, получает тот результат, который ждет, а следом – вознаграждение. Причем такое, которое сотрудник расценивает как ценное. Если Вы научите руководителей подразделений удовлетворять все три ожидания подчиненных по теории ВРУМА, то, по сути, объясните, как находить к каждому индивидуальный подход. Что именно сотрудник считает результатом работы и ценным вознаграждением, начальник поймет, наблюдая за ним и общаясь с ним.

Обратите внимание: если не оправдать хотя бы один из видов ожиданий, мотивация сотрудника останется на низком уровне. Он не станет проявлять инициативу, будет относиться к работе как к повинности и выполнять ее ради галочки. Следовательно, выясняйте, что ждут «игреки» и «зеты» от работы, какое вознаграждение хотят. И старайтесь обеспечить это.

Метод 2. Хвалите адресно. Например, письмо маме. Предположим, у вас в команде есть сотрудник-«зет», который из месяца в месяц стабильно выполняет план продаж, во всем помогает коллегам. Возьмите фирменный корпоративный бланк на дорогой красивой бумаге. Напечатайте на бланке текст, в котором поблагодарите маму сотрудника за то, что она вырастила такого достойного человека. Расскажите, что компания ценит и уважает ее сына. Распишитесь внизу сами, попросите это сделать гендиректора или собственника. Письмо доставьте лично маме сотрудника на дом с помощью курьера либо коллеги. Мама – самый близкий человек работника, ее мнение важно для него. Такое поощрение индивидуальное и адресное. Мотивация «игрека» или «зета» повысится.

«Игреки» и «зеты» выберут работу, которая удовлетворит не только материальные, но и личностные потребности
Ольга ТАРАСЕВИЧ,
HR-директор онлайн-школы английского языка EnglishDom

В поколениях Y и Z немного людей, для которых работа – источник выживания. Они, конечно, не отрицают деньги, власть и положение в обществе, но все это не самоцель. В основе мотивации молодых сотрудников – тенденция воспринимать работу как что-то очень личное, желание трудиться с комфортом и делать важное дело. Имейте в виду: с «игреками» и «зетами» почти не работает отрицательная мотивация. Среди них гораздо меньше, чем в старшем поколении, забитых и покорных людей. Поэтому держать их в страхе и наказывать за любую провинность не получится – они не станут работать эффективно.

Заранее доводите правила до «игреков» и «зетов»

Молодых людей называют поколением игр. Если правила игры известны изначально, представители поколений Y и Z даже не пытаются их нарушать. Тем более если правила разумные и понятные. «Игреки» и «зеты» не бунтари и не анархисты, могут быть вполне законопослушными.

Как поладить с загадочными «игреками» и «зетами»
 

Во-первых, попросите руководителей управлять без авторитаризма. Во-вторых, позвольте молодежи в процессе работы пользоваться гаджетами. И наконец, не препятствуйте тому, чтобы у молодых людей было время на хобби. Разрешайте им иногда работать удаленно, установите гибкий график. Так Вы выстроите отношения с ними.

Призывайте руководителей подразделений заранее озвучивать требования по работе, условия, при которых задача считается выполненной. Пусть обозначают и то, когда возможны штрафные санкции, – снижение премии либо отказ выплатить ее. Если предупредите молодежь, она смирится с санкциями, примененными справедливо.

Посоветуйте управленцам написать регламент работы, указать в нем, какие операции и как нужно выполнять, за что начисляется премия. Подайте информацию нестандартно и интересно, дополните текстовый материал иллюстрациями и схемами. Помните: представители молодого поколения хотят работать честно и полностью раскрыться, реализовать себя. Они могут быть очень результативными и напористыми сотрудниками, если поймут, что «закон един для всех».

Пример

В косметической компании для молодых сотрудников создали сборник правил корпоративных продаж. Подали правила интересно, в виде иллюстрированного журнала с картинками. Журнал получился не слишком объемный – всего 35 страниц. Это – красочное информативное издание, которое приятно подержать в руках и полистать. Использовали комиксы, а некоторые фото и другие изображения стилизовали под иллюстрации из компьютерных игр. Есть узнаваемые персонажи. Например, Лара КРОФТ и Человек-паук. Не обошлось без юмора, поучительных историй и диалогов. В сборнике подробно описали, что надо делать, чтобы зарабатывать больше и продвигаться по карьерной лестнице. Для каждого сотрудника журнал – не просто настольная книга, а руководство к действию. А у начальников подразделений не возникает серьезных проблем с «игреками» и «зетами» в плане дисциплины или качества работы.
Когда на рынке стало много представителей поколений Y и Z, появился управленческий подход Human to human (Н2Н)
Вера СТАРОДУБЦЕВА,
FCCA, глава АССА Россия

Постепенно меняются и ценности компаний. Например, в крупных корпорациях сотрудники ощущают дисбаланс между работой и личной жизнью. А для молодых людей очень важно, чтобы оставалось время для себя. Если человека постоянно лишать личного времени, он быстро потеряет мотивацию и эффективность. Поэтому в ближайшие годы набирает обороты популярность новых «очеловеченных» методологий управления, таких как Scrum, Kanban и Agile. Они упрощают рабочий процесс.

Ставьте задачи письменно, используйте современные технологии. Поясняйте, как их решать и зачем

Гаджеты – средство коммуникации для Y-ов и Z-ов. Используйте это! Объясните управленцам: устно, с глазу на глаз, представители молодого поколения общаются даже реже, чем через соцсети, скайп и другие программы для мобильных устройств. Кажется, письменную речь молодые люди понимают лучше, чем устную. Пусть начальники подразделений и руководитель проекта ставят начинающим специалистам задачи, используя облачные технологии. Тогда каждый, кто причастен к задаче, получит уведомление о ней, зайдет на ресурс и прочитает, что конкретно надо сделать и в какие сроки.

Если корпоративного ресурса, чтобы использовать облачные технологии, нет, управленцы могут зайти, скажем, в Facebook и разослать с помощью Messenger задание каждому, кто участвует в проекте. Пример такого сообщения – ниже. Словом, пусть руководители используют WhatsApp, Viber, Instagram, чтобы общаться с молодыми работниками. Они ничего не забудут, а лидер проектной группы сможет держать работу подчиненных под контролем.

Пример

В банке все сотрудники front-офиса получили на мобильные телефоны СМС-сообщение от председателя правления. Он написал, что просит открыть электронную почту и прочитать его сообщение. Сотрудники были заинтригованы и сразу же последовали указанию. В письме ребята увидели интерактивную ссылку. Кликнув на нее, оказались на странице корпоративного портала, где был выложен видеоролик. Он запускался автоматически. Сотрудники увидели обращение топ-менеджера. Управленец рассказывал, что сейчас требуется от них. Молодежи понравилась форма подачи, они позитивно отнеслись к новшествам и включились в работу.
Используйте SRМ-системы. Они помогут всегда находиться в контакте с «игреками» и «зетами»
Елена ЛИМОНОВА,
директор по развитию компании Staff-UP

С помощью корпоративных программ удобно ставить задачи, отслеживать этапы работы и прогнозировать результат в режиме онлайн. Большинство молодых людей не проводят четкой границы между работой и остальной жизнью. Многие выходят на связь и глубоко ночью, и рано утром, и в выходные дни. Как же их контролировать? В формате игры, формулируя короткие задачи, достижимые цели. На день, неделю, месяц. Не больше. Не рассчитывайте, что «игреки» и «зеты» будут идти к своей цели шаг за шагом в течение года и добиваться результата. Кроме того, за ними нужно присматривать. Для этого существуют технологии менторства, наставничества, проектного управления.

Озвучивайте задачу и поясняйте, как ее выполнить, иначе «игрек» или «зет» сделают как попало. Во-первых, молодые люди воспримут задачу как легковесную, неважную и формальную. Ведь сам руководитель относится к ней несерьезно – не сопроводил ее комментариями, не пояснил, как лучше ее решить. Во-вторых, молодые люди не считают, что должны продумывать методику работы. Они привыкли, что это делают другие. В первую очередь родители. Они так воспитали своих детей, боясь, что те натворят что-то не то и пострадают в смутное время. В такое время люди поколений Y и Z родились. На работе, по их мнению, методику должен продумывать руководитель. Можно долго говорить о том, как это плохо, но это данность. Если руководитель хочет, чтобы молодой сотрудник выполнил задачу, пусть опишет, как это сделать.

Пример

Руководителю отдела продаж розничной сети срочно понадобилась информация о продажах новой косметической линии, чтобы подготовиться к переговорам с поставщиком. Он хочет показать, на какие объемы удалось выйти сети, чтобы добиться максимальных скидок и отсрочки по платежам. Бренд-менеджер, который подготовит отчет, – представитель поколения Y, ему 25 лет. Руководителю надо поставить задачу своему подчиненному.
Как не надо ставить задачу: «Иван, срочно подготовьте мне, пожалуйста, отчет о продажах новой косметической линии». В этом случае сотрудник, скорее всего, воспримет задачу как формальность и постарается быстро отделаться от нее. Он возьмет типовую форму отчета, соберет плюс-минус точные цифры, сведет их и отправит начальнику.
Как поставить задачу правильно: «Иван, сделайте мне, пожалуйста, отчет о продажах новой косметической линии ко вторнику. Нужна информация за прошлый и позапрошлый месяцы. Сравните объем продаж и оформите в виде графиков. Данные по продажам возьмите у Ангелины, а если будут вопросы по визуальному оформлению, обратитесь к Николаю. Этот отчет нужен для переговоров с поставщиками, чтобы добиться лучших условий. Для нас это важно». В этом случае сотрудник наверняка выполнит задание в срок. При этом соберет и скрупулезно проанализирует информацию о продажах. Более того, понимая, что его работа важна для компании, включит фантазию и придумает, как сделать отчет более информативным и красивым.

Обозначьте, какое место молодой сотрудник занимает в общей цепочке бизнес-процессов, как влияет на результат. Иначе говоря, пусть руководитель подразделения объясняет, зачем выполнять работу. Тогда «игреки» и «зеты» поймут, что не занимаются чем-то бессмысленным. Делать что-то с их точки зрения ненужное, потому что так велели и платят деньги, они не будут. Эти люди трезво смотрят на вещи, ценят свое время и хотят понимать, что делают, зачем, какой будет отдача. Советуйте управленцам показывать молодежи, на каком участке в общей цепочке производства они находятся. Как результаты, которых они добьются, отразятся на деятельности других подразделений. Пусть осознают: то, что они выполняют, не просто некая работа на локальном уровне. Это часть общего, звено в цепи процессов всей компании.

Поясните, что организация получит благодаря проекту, который реализуют молодые сотрудники. Скажем, работники других подразделений смогут быстрее и легче выполнять какие-то операции. Из-за этого повысятся показатели, вырастет прибыль. Как следствие, увеличатся премии, расширится соцпакет. Интерес молодых специалистов к работе возрастет. Как лучше ставить задачи представителям поколений Y и Z – ниже.  Главное в статье Скрыть

Таблица 1. Как ставить задачи представителям молодого поколения 

Как  неправильно ставить задачу В чем ошибка и что сделает Y или Z
 
Как правильно ставить задачу   Почему так правильно и что сделает Y или Z
«Подготовь, пожалуйста, отчет о результатах рекламной компании» Руководитель не указал, как именно выполнять задачу. Молодой сотрудник возьмет цифры у коллег, внесет в таблицу, не проверив их. Главное – быстро отделаться от задачи. Ведь он привык, что методику в любом деле за него продумывают другие – родители, преподаватель, начальник «Подготовь, пожалуйста, отчет ко вторнику, к 16.00. Данные запроси в отделе маркетинга у Николая и в финансах у Елены. Оформить графики и диаграммы поможет Артем» Руководитель расписал, что именно и как делать. Сотрудник выполнит задачу в срок и по инструкции, при этом проявит креатив. Четкие рамки дают ему пространство для полета фантазии
«Разработай три варианта продвижения продукта на разных рынках и отправь не только мне, но и руководителю службы маркетинга» Начальник не обозначил, для чего надо выполнить задачу. Сотрудник выдаст три сценария продвижения. Они плохо продуманы и прописаны абы как. «Игрек» или «зет» способен делать несколько дел одновременно. Но ни одно не будет сделано хорошо, если он не понимает, зачем «Компания планирует увеличить узнаваемость на рынке. Разработай три варианта продвижения продукта – в мелких городах, в милионниках и в столице. Обозначь, что, как, кому и почем продавать» Начальник рассказал, в чем цель и смысл задания. Подчиненный осознанно разработает варианты продвижения продукта, проанализирует много информации, даст хорошие решения
«Руководитель компании поставил цель увеличить маржу на 30% от текущего уровня. Подумай, как это можно сделать, иначе накажу» Задача выглядит слишком большой и амбициозной для сотрудника. Работник решит, что она невыполнима, а руководители самодуры. Молодой специалист начнет затягивать процесс, саботировать задание и искать новую работу «Выясни, что нам мешает повысить маржу. До 20 августа. Найди, где можно снизить затраты. До 25 августа. Прикинь, с кем провести переговоры. До 30 августа. Напоминаю, что в компании есть практика депремирования» Большая задача разбита на мелкие и достижимые. Сотрудник сделает все, как надо. А если затянет сроки, обижаться на наказание не будет. «Игреки» и «зеты» соблюдают заранее установленные правила
«Возьму тебя на стажировку. Потом, возможно, зачислим в штат»Перспективы работы туманны и неопределенны. Молодой специалист воспримет это как что-то неизвестное – то ли возьмут в штат, то ли нет. И непонятно, когда. Такой подход не мотивирует стараться работать хорошо «Беру тебя на стажировку на месяц. Если все задания будешь выполнять качественно и в срок, возьму в компанию на испытательный срок и повышу зарплату. За халтуру уволю» Условия, сроки и перспективы по работе четко обозначены. «Игрек» или «зет» поймет, от чего именно зависит его продвижение по службе. На стажировке и на испытательном сроке постарается проявить себя
Стараемся не брать на работу молодежь, у которой завышенные зарплатные ожидания
Алексей СЕРГИН,
управляющий гостиницами «Николь», «Орион» (г. Нижний Новгород)

Да они и сами у нас в компании не остаются, так как мы не платим сразу же высокие зарплаты. Заметил интересную закономерность – многие начинающие специалисты хотят хорошо получать, при этом мало работать. Мое твердое убеждение, что каждый человек, который хочет стать настоящим профи своего дела, должен пройти все этапы с нуля, с самых азов. А это часто неквалифицированная работа, за которую платят немного. Я сам так строил свою карьеру, этого же требую и от других. Считаю это оптимальным и самым эффективным для дела вариантом. Такая карьера мотивирует двигаться вперед и сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра становиться лучше, чем сегодня.

Ставьте разноплановые задачи, не допускайте однотипности. «Игрекам» и «зетам» по душе многозадачность. Это объясняется тем, что они гиперактивны и привыкли постоянно переключать внимание с одного на другое. Вокруг много информации, и так хочется побольше уловить, подметить, не пропустить. Замечено, что молодежь часто выполняет одновременно несколько дел разного характера: изучают документацию по проекту, переписываются в соцсети с коллегами, отвечают на СМС друга, ищут нужную информацию в интернете, следят за работой техники, составляют презентацию. Зато нескучно!

Пусть руководители подразделений используют эту особенность «игреков» и «зетов» в интересах дела – поручают молодым сотрудникам по несколько разных задач. Порой одновременно. Не стоит сомневаться, что они способны выполнить все задания качественно и в срок.

Пример

В юридический отдел управляющей компании холдинга на должность юрисконсульта пришел молодой перспективный специалист – выпускник университета. Для того чтобы он быстрее освоился и понял специфику работы компании, ему поручили на первых порах принимать звонки с рекламациями и регистрировать их в специальном реестре. Специалист, который постоянно работал на этом участке, как раз ушел в отпуск. Молодой сотрудник подошел к делу неформально, с креативом. Разработал анкету с вопросами, которые надо обязательно задавать звонившему. Далее придумал, как именно следует обрабатывать информацию и в какой срок направить запросы в те подразделения, к работе которых относится данная рекламация. Он одновременно отвечал по телефону, переписывался с коллегами из смежных отделов и составлял аналитические записки руководству. Результаты оказались очень хорошими.

Показывайте «игрекам» и «зетам» их ближайшие перспективы

Скорость изменений в мире высока. То, что еще несколько месяцев назад казалось прорывом, сегодня воспринимается как нечто рядовое и привычное. Поэтому у молодежи выработалось, по словам социального философа Андрея АШКЕРОВА, так называемое «клиповое мышление», фрагментарность. Эти люди не любят надолго сосредоточиваться на чем-то одном, предпочитают получать и перерабатывать информацию короткими порциями. Такие сотрудники не станут читать длинный текст – лучше прочитают выжимку из него, комикс или новость в формате твита. И карьеру не будут планировать на 5 или 10 лет. Представители поколений Y и Z хотят четко понимать, на какие перспективы могут рассчитывать уже сейчас.

Пример

В компанию пришел стажер, яркий представитель поколения «зетов». HR на собеседовании сказал ему: «Андрей, через три месяца стажировки мы примем решение и, возможно, возьмем Вас в штат». Андрей продолжил искать работу и вышел в другую компанию. В следующий раз менеджер по подбору персонала поговорил с другим кандидатом-«зетом» иначе: «Мы готовы предложить Вам месяц стажировки. Если покажете себя, после возьмем Вас в штат на испытательный срок и повысим зарплату». Кандидат захотел работать именно в этой компании. Его взяли, и он хорошо проявил себя.
Чтобы мотивировать «игреков» и «зетов», давайте им положительную обратную связь, хвалите
Лариса БОГДАНОВА,
директор кадрового агентства IBC Human Resources

Молодые хотят получить общественное признание, славу, ощущать личную значимость. Хвалите сотрудника публично. На общем собрании или непосредственно на рабочем месте в присутствии коллег благодарите молодого специалиста, если он проявил усердие, инициативу и добился результата. При этом старайтесь ставить интересные задачи. Это будет дополнительным мотиватором. Особенно если рабочие обязанности как-то пересекаются с хобби сотрудника.

Поощряйте в процессе работы, а не только за конечный результат

Сегодняшние молодые люди с детства привыкли, оперируя понятиями соцсетей, получать лайки. Иначе говоря, похвалу и поощрение за каждый хороший поступок или малейшее достижение. Мамы и папы считали: если хвалят своих детей, помогают им вырасти самодостаточными, уверенными в себе людьми. А развитие социальных сетей окончательно приучило «игреков» и «зетов» к мысли, что окружающие выражают одобрение почти каждому их шагу. Учитывайте эту особенность молодежи, просите руководителей подразделений регулярно хвалить подчиненных. Если «игреки» и «зеты» не получают лайков, уходят из компании, так как воспринимают ее как недружественную себе. Социологические опросы показывают, что новое поколение ждет поощрений за небольшие достижения и часто. Серьезное признание, которое будет неизвестно когда, их не мотивирует.

Пример

1. В Яндексе время от времени дают сотрудникам ироничные повышения по службе и новые должности. Чем дольше сотрудник работает в компании, тем выше шуточная должность.
2. В девелоперской компании «Галс» коллективы, которые в процессе работы показывали лучшие результаты, поощряли, заказывая в обед суши-сеты и экзотические фрукты.
3. В крупной торговой компании ввели такую систему поощрения. Чемпионам продаж по результатам недели начисляют специальные баллы, на которые сотрудник может «купить» развлечение по специальному прайс-листу. Ассортимент внушительный: игра в боулинг или посещение мастер-класса, поход в кафе с коллегами, на концерт или в кино. У каждого своя цена в баллах. Молодежь воспринимает такую опцию системы поощрений с удовольствием, как игру.

Ставьте молодым сотрудникам разноплановые задачи, не допускайте однотипности

«Игрекам» и «зетам» по душе многозадачность. Это объясняется тем, что они гиперактивны и привыкли постоянно переключать внимание с одного на другое. Вокруг много информации, и так хочется побольше уловить, подметить, не пропустить. Замечено, что молодежь часто выполняет одновременно несколько дел разного характера: изучают документацию по проекту, переписываются в соцсети с коллегами, отвечают на СМС друга, ищут нужную информацию в интернете, следят за работой техники, составляют презентацию. Зато нескучно!

Пусть руководители подразделений используют эту особенность «игреков» и «зетов» в интересах дела – поручают молодым сотрудникам по несколько разных задач. Порой одновременно. Не стоит сомневаться, что они способны выполнить все задания качественно и в срок.

Пример

В юридический отдел управляющей компании холдинга на должность юрисконсульта пришел молодой перспективный специалист – выпускник университета. Для того чтобы он быстрее освоился и понял специфику работы компании, ему поручили на первых порах принимать звонки с рекламациями и регистрировать их в специальном реестре. Специалист, который постоянно работал на этом участке, как раз ушел в отпуск. Молодой сотрудник подошел к делу неформально, с креативом. Разработал анкету с вопросами, которые надо обязательно задавать звонившему. Далее придумал, как именно следует обрабатывать информацию и в какой срок направить запросы в те подразделения, к работе которых относится данная рекламация. Он одновременно отвечал по телефону, переписывался с коллегами из смежных отделов и составлял аналитические записки руководству. Результаты оказались очень хорошими.
Чтобы повысить вовлеченность «игреков» и «зетов», используйте их стремление к новым знаниям
Татьяна ВАНЬЧКОВА,
заместитель гендиректора по корпоративному обучению кадрового холдинга АНКОР

В 2016 году мы создали центр разработки и внедрения инновационных решений Brain Trust. Любой сотрудник может внести предложение, как улучшить бизнес-процессы компании, сделать рабочие условия еще более комфортными. Молодые специалисты часто выступали с предложением проводить вне рабочего времени полезные мастер-классы. Так появился Сatch-Up-лекторий. Мы приглашаем экспертов, которые рассказывают о принципах здорового образа жизни, благотворительных программах, помогают молодежи раскрыть их творческий потенциал. Например, один из прошедших мастер-классов был посвящен нейрографике.

Обучайте молодежь прикладным вещам, развивайте профессионально. Это удерживает «игреков» и «зетов»

Если они понимают, что в компании могут узнать то, что в дальнейшем им пригодится в работе или в жизни, задержутся на более длительный срок. Скажем, уволятся не через полгода, а через год-два. Это уже прогресс. Если же в организации нечему научиться, представители поколений Y и Z сочтут, что напрасно тратят свое время, и быстро уйдут.

Организуйте обучение для них. Но учтите: оно должно быть полезным и прикладным. Пусть будет ясно, как и где можно применить новые знания. Курсы и семинары заинтересуют молодых, только если дают реальные применимые инструменты. В противном случае «игреки» и «зеты» станут саботировать занятия. Сделайте главным методом обучения кейсы. В них имитируйте ситуации, возникающие в реальной работе. Просите находить четкие и ясные решения.

Предусмотрите, чтобы учебные материалы можно было загрузить на мобильные устройства. Лучше, если они будут в формате приложений. Это удобно для молодых сотрудников – можно изучать материал в дороге на работу или с работы, дома или в кафе. Для этого обратитесь с запросом к провайдерам, которые разрабатывают контент именно для мобильных устройств.

Имейте в виду: за последние годы у более старшего поколения сложилось немало предрассудков о молодых людях. Не верьте им, отметайте негатив – лучше применяйте проверенные и обоснованные подходы к работе с представителями поколений Y и Z. Перечень предрассудков – в таблице 2 ниже.  Главное в статье Скрыть

Таблица 2. Предрассудки работодателей об «игреках» и «зетах» и какие они на самом деле

Предрассудки работодателей о молодых сотрудникахЧто на самом делеКак поступать руководителю
Инфантильны, не могут самостоятельно действовать, даже если в этом есть острая необходимостьАктивны и инициативны, если понимают, что именно должны делать и для чего это нужно, если их личная цель совпадает с целями компании Ставить четкие цели, объяснять весь процесс от начала до конца, что будет после того, как молодой сотрудник выполнит задачу, для чего это нужно компании
Стремятся получить все и сразу, нетерпеливыПонимают, что должны много работать, но хотят, чтобы то, чем они занимаются, совпадало с их интересами и давало возможность развиваться Ставить интересные и нетривиальные задачи, даже рутинные поручения подавать неординарно, разрешать проявлять выдумку, самим разбираться, как решить задачу
Берутся за несколько дел одновременно, непостоянны, часто меняют работуУмеют быстро переключать внимание, поэтому без труда работают в режиме многозадачности: успешно решают несколько разноплановых задач одновременно В рамках одного проекта ставить разноплановые задачи, дать попробовать как можно больше
Пассивны, предпочитают проводить время в смартфонах, а не в реальном миреНе различают реальной и виртуальной жизни, с помощью гаджетов контактируют с миром и узнают новое Давать возможность использовать смартфоны и планшеты в работе, например, ставить задачи с помощью специальных программ
Индивидуалисты, не умеют работать в командеНе осознают, как их работа влияет на результат команды и коллектива. Если понимают это, становятся эффективными командными игроками Не просто четко ставить задачи проектной группе, но и обговаривать роль каждого сотрудника в рамках проекта
Не приемлют авторитетовАвторитет для них не тот, кто дольше работает в компании, а тот, кто настоящий профессионал, который может дать ответ на любой вопрос, общается с молодежью как с партнерами Делать лидером проектной группы или наставником для молодых сотрудников профессионала, который сможет найти с ними общий язык, легко ответит на все их вопросы – не только по работе
Болезненно относятся к критикеПоколение лайков воспринимает только спокойную конструктивную критику: когда им не просто говорят, что они сделали не так, но и объясняют, почему и где именно они совершили ошибку, дают возможность подумать, как ее можно было бы исправитьЧаще хвалить, не оказывать директивного воздействия и не ругать за ошибки. Понятно доносить, почему действия сотрудника не привели к результату, обсуждать с ним, как можно было бы исправить ситуацию, какой путь решения проблемы есть. В данном случае руководитель будет коучем
Заинтересованы только в карьерном росте и высокой зарплатеГлавная цель для молодежи – профессиональное развитие. Поэтому молодые люди заинтересованы в горизонтальном, а не в вертикальном росте, хотят попробовать и узнать как можно больше Давать возможность выполнять разноплановые задачи, общаться и работать с сотрудниками из других отделов, узнавать новое

Важные выводы

  1. Представителям поколения Y и Z свойственна аутентичность. Они хотят быть самими собой, а не подражать кому-либо. Ищите к сотруднику индивидуальный подход.
  2. Так как «игреки» и «зеты» родились и росли в эпоху быстрых перемен, у них клиповое мышление. Длинные тексты и долгосрочные планы не для них. Задачи дробите на мелкие части.
  3. Молодые люди привыкли быстро переключаться, выполнять одновременно несколько разных дел. Если нужно сосредоточиваться всегда только на одном, теряют интерес.
 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
Почему молодые сотрудники, как правило, не способны долго и сосредоточенно заниматься одним делом?
Потому что им кажется, что все надо делать быстро, иначе придется задерживаться после работы в офисе. Так можно пропустить интересный фильм или не попасть в спортзал
Потому что начальник все время подгоняет и говорит, что задание надо было сделать еще вчера
Потому что молодежь склонна к многозадачности. «Игреки» и «зеты» могут одновременно с одинаковым качеством делать несколько дел и решать несколько задач. Ведь они выросли в мире, где очень много информации и на нее надо быстро реагировать